f Конспект внеклассного мероприятия 10 класс Война не женское дело
. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области

Тема: «Война – не женское дело».

Цели:

  1. приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества,
  2. формирование коммуникативной компетенции,
  3. развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных умений и навыков,
  4. развитие критического мышления, двигательных систем, эмоциональной сферы,
  5. воспитание мировоззренческой позиции и поведенческой установки,
  6. воспитание патриотизма,
  7. формирование культуры спора, толерантности.

Технология: дебаты.

Форма: социодрама.

Класс: 11.

Оборудование:

декорации,

элементы костюмов,

компьютеры с выходом в интернет,

проекционное мультимедийное оборудование.

Электронные ресурсы:

презентация POWER POINT.

Организационная работа:

На подготовку учащихся к дебатам была отведена неделя, за которую учащиеся должны были подобрать материал по теме дебатов. В качестве источников информации при подготовке команд были использованы:

Интернет – ресурсы:

https://www.otvoyna.ru/statya21.htm - Участие женщин в Великой Отечественной войне.

https://www.fire-of-war.ru/p1283.htm - Война и женщины

https://perm.psu.ru/school136/1945/2005/136-2/women.htm - Они защищали родину

https://gpw.tellur.ru/page.html?r=front&s=women – Женщины на войне

https://beznadegi.narod.ru/Maskarad/war.htm - Женщины и война

https://waralbum.ru/category/stories/women/ - Фотографии в категории «Женщины на войне»

https://www.privatelife.ru/2005/gd05/n5/1.html - «У войны не женское лицо и не мужское. У войны - лицо войны...»

https://urnv.narod.ru/gl/g4.htm - Уходили девушки на Отечественную войну

Печатные издания:

- «Московский комсомолец»,

- «Аргумента и факты»,

- «Преподавание истории в школе».

Энциклопедии:

- Аванта +, М., 2004.

- Великая Отечественная война 1941 – 1945. М.,1985.

 

Деление класса на группы проводится  по ходу урока: одна поддерживает тему-утверждение (идею),  вторая выступает  оппонентом, защищает антиидею.

Судьи – решают, какая команда более убедительно отстаивала свою позицию в процессе дебатов.
Таймкипер – следит за соблюдением регламента.

Действующие лица в инсценировке:

Ю л я — Юлия Друнина, будущая поэтесса.

О т е ц — Владимир Друнин.

 

 

 

Проведение занятия.

 

На доске выписывается тема дебатов.

Тема дебатов. «Война – не женское дело».

 Ведущий 1:

Здравствуйте! Сегодня для обсуждения вашему вниманию предлагается тема: «Война – не женское дело».

«Война -  не женское дело».  Это   утверждение   всегда   принималось   за аксиому  и,  разумеется, не  случайно: на  всем   протяжении   человеческой истории  война действительно была прерогативой мужчин.  Женщина  же  всегда выступала  в  качестве  пассивной  жертвы.

            Впрочем,   уже   с   древнейших   времен  в  обозах    многих   армий странствовали те, кого  в называли    маркитантками.   Они выполняли   тройную   функцию  -  снабжения  войск продовольствием, ухода  за  ранеными, и  «жриц    любви». А  вот  женщина - солдат, женщина  с  оружием  в руках   -  это   во все   времена  становилось   событием    невероятным. Жанна    д’Арк   -   великая    героиня французского  народа. Наши   народные  героини  1812  года  -  партизанка Василиса  Кожина  и   кавалерист  -  девица Надежда  Дурова.

            Цивилизация   не  стоит  на    месте,    войны    становятся    все страшнее  и   кровопролитнее, и   все   больше   женщин   приобщаются   к несвойственному  им  ремеслу.

            Крымская   война   1853 - 1856 гг.,  оборона   Севастополя:   там прославилась     своей     отвагой     медсестра    Дарья Севастопольская. 

Русско-японская   война:   снова женщины   -   сестры милосердия.

Первая  мировая   война: сестры   милосердия    и   фельдшерицы   в   госпиталях,   реже    женщины находились  -  в  отрядах   Красного   креста -  в прифронтовой   полосе, на  передовой. 

И  наконец,  первое   женское   воинское   формирование  - Добровольческий     ударный     батальон    смерти    под     командования полного   Георгиевского кавалера  поручика   Марии  Бочкаревой. Это  уже  серьезно. Женщина  с  ружьем  становится   фактом   Русской истории. «Граждане  и  гражданки!  -  призывала  Мария   Бочкарева.  -  Наша мать, наша  матушка  Россия гибнет.  Я   хочу   помочь   спасти   ее.   Я зову с  собой   женщин,   чьи сердца   и   души   кристально   чисты,  а помыслы  высоки» перед Родиной !...»

            После  революции  политика   советского   государства   способствовала быстрому развитию эмансипации со всеми  её  последствиями.  Под   лозунгами "Девушки - на трактор!", "Девушки - в авиацию!", "Девушки - на  комсомольскую стройку!» советские  женщины  готовились к участию в  грядущей  войне,   которая  вошла  в историю нашей страны как Великая Отечественная. С  ее  началом  сотни  тысяч женщин устремились в армию, не желая  отставать  от  мужчин,  чувствуя,  что способны наравне с ними вынести все тяготы  воинской  службы,  а  главное  - утверждая за собой право на защиту Отечества.

            Глубокий  патриотизм  отличал  и  тех  17-18-летних  девочек, которые осаждали военкоматы с требованием немедленно отправить их на  фронт. Вот что записала в своем дневнике 27 мая 1943 г. летчица  46-го  гвардейского  Таманского  женского  авиаполка ночных бомбардировщиков Галина Докутович: "Помню 10 октября  1941г. Москва. В этот день в ЦК ВЛКСМ было особенно шумно и многолюдно. И,  главное,  здесь были почти одни девушки. Пришли они со всех концов столицы - из  институтов, с учреждений,  с  заводов.  Девушки  были  разные  -  задорные,  шумные   и спокойные, сдержанные; коротко стриженные  и  с  длинными  толстыми  косами; механики, парашютистки, пилоты  и  просто  комсомолки,  никогда  не  знавшие авиации. Они по очереди заходили в комнату, где за столом  сидел  человек  в защитной гимнастерке.»

              Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то,  с  чем  им пришлось  столкнуться  на   войне,   оказалось   для   них   неожиданностью. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться на военный лад, женщине  - особенно.  Армейская  дисциплина,  солдатская  форма  (обычно  на  несколько размеров больше, чем нужно), мужское окружение, тяжелые физические  нагрузки - все это явилось нелегким испытанием.. Но речь шла именно о той  "будничной вещественности  войны,  о  которой  они,  когда  просились  на   фронт,   не подозревали". Потом был и сам фронт - со смертью и кровью, с  ежеминутной опасностью и "вечно преследующим, но скрываемым страхом".

             Вернувшись с фронта,  в  кругу  своих  ровесниц  они  чувствовали  себя намного старше, потому что  смотрели  на  жизнь  совсем  другими  глазами  - глазами, видевшими смерть.

             Феномен участия женщин в войне сложен уже в силу  особенностей  женской психологии,  которая  определяла  восприятие   фронтовой   действительности. "Женская  память охватывает  тот  материк  человеческих  чувств  на  войне, который обычно ускользает от мужского внимания, - подчеркивает  автор  книги "У войны  не  женское  лицо"  Светлана  Алексиевич.  -  Если  мужчину  война захватывала как действие, то женщина чувствовала и  переносила  ее  иначе  в силу своей женской психологии; бомбежка, смерть, страдание - для нее еще  не вся война. Женщина сильнее ощущала, опять-таки в силу своих  психологических

и физиологических особенностей, перегрузки войны - физические  и  моральные, она труднее переносила мужской быт войны".

            То, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, чудовищно противоречило ее женскому естеству.

             В период Великой Отечественной в армии  служило  800  тысяч  женщин,  а просились на фронт еще больше. Не все они оказались  на  передовой;  были  и вспомогательные службы, где  требовалось заменить ушедших на  фронт  мужчин, и  службы  "чисто  женские"  (например,  в  банно-прачечных  отрядах).  Наше сознание  спокойно  воспринимает  женщину в  роли  телефонистки,  радистки, связистки, врача или медсестры, повара или пекаря, шофера или  регулировщицы - т.е. в тех ролях, которые не связаны необходимостью убивать.  Но  женщина- летчик, снайпер,  стрелок,  автоматчик,  зенитчица,  танкист  и  кавалерист, матрос и десантница - это уже нечто иное.  Жестокая  необходимость  толкнула ее на этот шаг, желание самой  защищать  отечество  от  беспощадного  врага, обрушившегося на ее  землю, ее дом, ее детей. Но все равно у  многих  мужчин было чувство вины за то, что воюют девчонки, а  вместе  с  ним  -  смешанное чувство восхищения и отчуждения.  "Когда  я  слышал,  что  наши  медицинские сестры, попав в окружение, отстреливались, защищая  раненых  бойцов,  потому что раненые беспомощны, как дети, я это понимал, - вспоминает ветеран  войны М.Кочетков, - но когда две женщины ползут кого-то убивать со  снайперкой  на нейтральной полосе - это все-таки "охота"... Хотя я  сам  был  снайпером.  И сам стрелял... Но я же мужчина... В  разведку  я,  может  быть,  с  такой  и пошел, а в жены бы не взял".

               Бывшие солдаты с благодарностью вспоминают своих подружек,  сестренок, которые выволакивали их, раненных, с поля боя, выхаживали в  медсанбатах  и госпиталях, сражались с ними рядом в одном строю.  Женщина—друг,  соратник, боевой  товарищ,  делившая  все  тяготы  войны  наравне  с   мужчинами,   — воспринималась с подлинным уважением.

Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой   стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны.   Эту войну вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков не только ради советского народа, но и ради других народов, ради мира во всем мире. Неоценимый вклад в победу над фашизмом внесли советские женщины, вставшие на защиту своей Родины. Александра Окунаева, павшая смертью храбрых, отправляясь в бой, оставила записку, в которой говорилось:” Я пошла на фронт защищать   Родину. Я хотела мстить гитлеровцам за то   неизмеримое горе, страдание и зло, которое они принесли на нашу   землю. Я должна была их убивать. Я поняла и сердцем почувствовала, что без этого не смогу жить”.

Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших вместе с войнами-мужчинами весь боевой путь, Маршал Советского Союза А. И. Еременко писал: “Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья   и отцы ”.

За боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тыс. женщин награждено боевыми орденами и медалями. Многие из них получили по несколько боевых наград. 200 женщин награждены орденами солдатской Славы, а четыре патриотки     стали полными кавалерами ордена Славы.

Ведущий 2:

Главной героиней сценки, которую вы увидите, является семнадцатилетняя Юлия Друнина, ровесница современных выпускников. Ей предстояло сказать трогательно и нежно любимому отцу — Владимиру Друнину, учителю истории, директору школы, что она уходит на фронт.

            Детство Юли пришлось на годы, освещенные заревом революции. «Буржуй» считалось ругательным словом. «Буржуйством» называлось и любое украшательство в одежде. В юности будущая поэтесса, по собственному признанию, никогда не имела больше двух дешевых платьев. И это казалось абсолютно нормальным — так же одевались и остальные одноклассницы. Семья жила очень скромно. Думая обо всех учениках школы, директор не обратил внимания на то, что дочь избегает уроков физкультуры потому, что на них не пускают без тапочек. А как Юля могла заикнуться про тапочки, когда последние несколько дней до получения зарплаты у родителей не было ни рубля и приходилось питаться одной пшенной кашей? Но при этом ее ровесников волновало то, что и всю страну, — спасение челюскинцев, тревога за плутавшую в тайге героиню-летчицу Марину Раскову, судьба полярников на дрейфующей льдине, противостояние фашизму в Испании — вот чем жили тогдашние молодые люди. И огорчались, что родились слишком поздно.

            И вот он пришел, суровый час испытаний. И это удивительное поколение, которому были присущи самоотверженность и способность к самопожертвованию, стойкость и вера, пусть романтичная и наивная, преданность Родине и душевная незащищенность, поколение добровольцев, вступило в бой с грозным и жестоким врагом.

            И вот теперь, в сумрачный октябрьский день 1941 года, Юля не могла не осознавать, что ее уход на фронт нанесет глубокую душевную рану и без того очень больному отцу. И все же не сказать ему о своем решении она не могла.

Определение идеи и антиидеи -  инсценировка.

Ю л я. По-разному складываются отношения в семье. Для меня отец был не только отцом — он выполнял и роль матери. Перед сном я всегда повторяла: «Господи, сделай так, чтобы я умерла раньше, чем он». Дело в том, что любовь к отцу сочеталась у меня с вечной тревогой за него. Я родилась, когда ему, женатому вторым браком на женщине моложе его на 21 год, сравнялось уже 45. К тому же больное сердце и неудачно сложившаяся жизнь. Мечтал стать поэтом — стал учителем. Обожал первую жену — она умерла от чахотки. Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет молниеносно разгромлен. Больше всего я боялась, что победа будет одержана без моего участия. И вот — середина октября, враг уже под Можайском. Мне предстоит сказать отцу, что я ухожу на фронт...

Папочка, дорогой, как ты сдал за те дни, что мы не виделись. Я так боюсь за тебя!

О т е ц. О чем ты говоришь, доченька! Если б ты знала, что я испытал за то время, когда ничего не знал о тебе. Ведь ты уехала со сверстниками на строительство оборонительных укреплений еще до того, как фашисты прорвали фронт у Вязьмы. Слава богу, что тебе удалось выбраться из этого пекла.

Ю л я. Я никогда не забуду тот день, когда мы, вопреки всему, все же вышли к своим. Наша цепочка осторожно продвигалась через нейтралку по полю, усеянному противотанковыми минами. На самом деле они не представляли опасности — для них вес человека, что мыши. И вот, когда мы считали, что все в порядке, немецкий миномет выпустил мину, может, и случайную. Те, что шли впереди, в том числе и я, остались без единой царапины. Три человека, среди них — комбат, были убиты наповал.

О т е ц. Доченька, тебе так много пришлось пережить. Но теперь самое страшное позади... Через два дня я вместе со своими учащимися эвакуируюсь на Восток. Ты, разумеется, поедешь с нами.

Ю л я. Папочка, я должна сказать тебе... Мы договорились с подругами завтра утром пойти в райком комсомола, говорят, там берут несовершеннолетних в школы радистов и диверсантов.

О т е ц. Юля, ты сошла с ума! Война — не место и не время для проявления романтических чувств. Ты работала санитаркой в глазном госпитале и, наверное, еще не забыла того обожженного танкиста, которому грозила полная слепота и ампутация как рук, так и ног. Предназначение женщины — рождать жизнь, а не проливать кровь — свою и чужую.

Ю л я. Знаешь, как больно задели меня слова вернувшейся из-под Смоленска Райки: «Неплохо окопалась в тылу!» Как потом, после войны, я буду смотреть в глаза

близким тех, кто погиб? Мина, убившая комбата, моего спасителя, в каком-то смысле оглушила и меня. Мне кажется, что в такой войне женщины должны сражаться вместе с мужчинами, только тогда мы победим!

О т е ц. Воевать на фронте должны здоровые мужики, а не такие козявки, как ты, Юлечка! Без тебя я никуда не поеду! Бред какой-то — ребенок остается в осажденном городе, затем попадет в самое пекло, а взрослый мужчина эвакуируется. Я прошу, я умоляю, поедем вместе. По крайней мере, ты должна сначала набраться сил, а потом ты еще успеешь осуществить свое стремление. Надеюсь, теперь тебе абсолютно ясно — война не кончится ни через месяц, ни через два. Я уважаю твои патриотические чувства, и, если ты все-таки решишь идти на фронт, я не буду тебе препятствовать. Честное слово, доченька! Послушай своего отца, которому ты так дорога...

Ю л я. Боязнь красивых слов помешала мне сказать, что в час испытаний прикрыть Родину можно только собой. В глазах отца стояли слезы, вид был, как перед сердечным приступом, и я сдалась. К тому же подействовал довод, что на фронт можно пойти и из Сибири...

Я попала в беспощадную фронтовую мясорубку уже после смерти отца, в конце 1943 года, став санинструктором 2180-й стрелковой дивизии. Я была не одна в своем стремлении защитить Родину:

Какие удивительные лица

Военкоматы видели тогда!

Все шли и шли они из средней школы,

С филфаков, из МЭИ и из МАИ -

Цвет юности, элита комсомола,

Тургеневские девушки мои!

            Страшные будни войны навсегда остались в моей памяти и отразились в стихотворных строчках:

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву — и тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне!

Распределение ролей.

Участники делятся на два хора:

Хор 1 - утверждающая сторона – убеждают судей в правильности своей позиции.  
Хор 2 - отрицающая сторона – доказывают, что позиция утверждения неверна или имеет недостатки.

Дебаты.

Хор 1 предъявляет аргументы в пользу позиции: «Война – не женское дело».

Хор 2 – аргументы в пользу позиции: «Женщина на войне защищает Родину».

Таймкипер – следит за соблюдением регламента.
Выступление судей:

- оценка общего хода игры,

- соответствие  поведения участников ситуации согласно возложенной роли,

- анализ правомерности позиций игроков и участников хоров,

- итоговый результат в виде общего суждения.

 

 

Новости
Уважаемые обучающиеся и родители! В МОУ СОШ № 19 с 06 апреля 2020 года стартует 4 четверть, формат обучения -
Уважаемые родители! На основании Приказа министра образования Московской области от 17.03.2020 № ПР-332 «О внесении
Родительский контроль в МОУ СОШ №19 - вопросы и запись с 08.00 до 19.00 по телефону  8905-734-32-23 (директор школы
  • Prev

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика