f Праздник «День славянской письменности и культуры»
. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области

     19 мая 2017 года в нашей школе проводилось мероприятие, посвящённое празднованию Дня славянской письменности и культуры, которые отмечаются в эти дни по всей нашей стране. Это событие связано с созданием славянской азбуки греческими монахами Кириллом и Мефодием во второй половине IX века. 24 мая Церковь празднует день памяти славянских учителей. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей»: учащих и учащихся.

   Учащиеся 1-х классов подготовили и провели праздник, в котором познакомили гостей праздника учеников 1 - 2 классов со славянским алфавитом - кириллицей, показали инсценированное представление о создании и создателях славянской азбуки, исполнили песню и танец о том как куклы учат буквы, познакомились с народными играми. На празднике звучало много стихов о героях и делах прошлых лет и песня о букваре, а главное ученики 1-х и 2-х классов многое узнали о замечательном празднике письменности и культуры всех славянских народов

 фотоотчет с праздника

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Оборудование: славянский алфавит; стенд с книгами о славянской письменности; портреты Кирилла и Мефодия; музыкальное сопровождение.


1 Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
- Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
2 Ведущий Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

Дети:


По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.


Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.


Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.


Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!


Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!

 

 
3 Ведущий. Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие в прошлое, чтобы узнать, как развивалась письменность. 
1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы. 
В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. 

Изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
1 Ведущий: Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Дети:

А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

3 Ведущий. Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом  - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да букиа потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

 

1 Ведущий : Вот оно, азбучное послание! Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди... Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой.

В современном переводе это звучит так:

Я ЗНАЮ БУКВЫ:
ПИСЬМО-ЭТО ДОСТОЧНИЕ.
ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ,
КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ,
ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ!
НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЕННО:
ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ!
ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ
СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ!

 

2 Ведущий Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.

Дети поют песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).


2 Ведущий А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, поэтому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. 

А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.

3 Ведущий: Отправляемся на следующую станцию. 
3 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры. 
Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру?

Игра «Колечко»

Песня «У моей России»


3 Ведущий: Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы. А мы с вами отправляемся на следующую станцию. 


4 Станция «Сказочно – загадкино»
1) 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)


2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)


3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)


Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.


Пословицы, ЧИТАЮТ ДЕТИ
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Испокон века растит человека.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать. 
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век. 
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги. 
Книга для ума, что теплый дождь для всходов. 
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.


1 Ведущий: Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки. Какие вы сказки знаете? А давайте проверим? 

 

 

1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)


2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)


3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)


4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)


5)Исполнила три желания, 
Но старику в наказание
За старухины три ошибки 
Все обратно взяла (Золотая рыбка)...


6) Бабка старая, бабка древняя, 
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)...


2 Ведущий . Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Чтец 1.

 

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

 

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

 

3 Ведущий: Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали, как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, по этому давайте будем беречь книгу.

3 Ведущий: Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие. 


Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать. 

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым...

 

Все (хором).

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

3 Ведущий . Наш праздник закончен.

 

Новости
Уважаемые обучающиеся и родители! В МОУ СОШ № 19 с 06 апреля 2020 года стартует 4 четверть, формат обучения -
Уважаемые родители! На основании Приказа министра образования Московской области от 17.03.2020 № ПР-332 «О внесении
Родительский контроль в МОУ СОШ №19 - вопросы и запись с 08.00 до 19.00 по телефону  8905-734-32-23 (директор школы
  • Prev

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика