f Работа классного руководителя с "трудными детьми"
. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области

Чернойван Ю.А.,

 учитель истории и обществознания, классный руководитель.

Выступление на педагогическом совете.

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, иногда открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы.

 Во-первых, дело тут в са­мом подростке, его психологиче­ских особенностях. Этот возраст сам по себе трудный.  С одной стороны, подрос­ток старается казаться взрослым, а с другой - сохраняет детские чер­ты, обнаруживает неумение к са­мостоятельным действи­ям и решениям. Предъ­являет завышенные тре­бования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой.  В общем, ему присущ це­лый клубок противоречий. Это кризис возраста.

Во-вторых,  «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок чаще всего неразрывно свя­зан с неблагополучной семьей. Многие социальные проблемы, преступ­ность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подрост­кам, вырастают из семьи:

 Есть поговорка: «Дети - зеркало образа жиз­ни отцов и матерей».

 Так что, чтобы найти способ духовного и психолого-педагогического взаимодействия с учениками, прежде всего, надо понять, что "трудные" дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно.  Трудно жить среди нас, т.к. их душа "обкрадена" любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей. Существо поведе­ния подростка - это эмо­ционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необ­ходимо начинать с семьи. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

Психологи предлагают подразделить семьи на несколько типов.  Это могут быть:

1. Семья, в которой «трудные» ро­дители.    Это    часто    одинокая мать, которой ребенок  мешает устроить личную жизнь. Атмо­сфера в такой семье характери­зуется  холодностью,   безразличием, лишенностью духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей классный руково­дитель может приме­нить следующую стра­тегию:

- расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;

- попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;

- заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, буду­щее;

- деликатно, тактично при­коснуться к сокровенным чувст­вам, естественному желанию мате­ри устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном ре­шении повседневных жизненных проблем.

Попробовать открыться ре­бенку,  рассказать ему о планах сво­ей личной жизни.

 2. Семья, где господствует безнад­зорность. В семьях этого типа родители, как правило, упот­ребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна куль­турная ограниченность, бед­ность чувств, отсутствие ду­ховных связей с детьми.

Задача классного ру­ководителя — терпеливо, без назидания и упреков доказать ро­дителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, об­ратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наи­большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.

Подростка      необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, мо­рально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся пе­дагогической неграмотностью родителей. В такой семье роди­тели не понимают детей, обна­руживают полное незнание ме­тодов воздействия, недооцени­вают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача  классного   ру­ководителя - сформировать у родителей потребность в педагоги­ческих знаниях через проведение с ними  консультации,  включение в систематическую и  методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самооб­разованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию   над духовной жизнью. В таких семьях дети, как  правило, растут эгоиста­ми, излишне практичными по­требителями. И родители эти качества детей поощряют.

Задача классного ру­ководителя - изменить ори­ентацию родителей только на ма­териальные ценности, заинтересо­вать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает «ди­пломатический подход»: при встречах   с   родителями   дома,   в школе     использовать     косвенное воздействие, опираясь на их здоро­вые интересы,  приводя при  этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, бла­городство поступков.

5.  Семьи,    в    которых   родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жесто­костью. В таких семьях детей на­казывают,  часто физически, за малейшую провинность.  И,  как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного ру­ководителя - доказать роди­телям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отка­заться от действия с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоя­тельность и уважение, что терпе­ние и снисходительность к ребенку — главные средства в воспитании.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей да­ет прием включения отцов и мате­рей в воспитательную работу клас­са. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе спо­собствует приобретению ими на­выков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.

II. Вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.

Рейтингование классного коллектива, которое было начато в этом году, в соответствии с решением классного коллектива. Была  введена  систему баллов за участие во всех школьных мероприятиях, будь то субботник, генеральная уборка в классе, новогодние представления, классные часы. За каждое участие выставляется 1 балл. В конце учебного года подводятся итоги на классном часе и самые активные ученики направляются делегатами от нашего класса на общешкольное мероприятие «День школы», где они награждаются Почетными грамотами от Администрации школы. Это стимулирует учащихся на активную внеклассную работу.

III. Чтобы не действовать вслепую, небходимо попытаться установить  индивидуальные психологические особенностей личности у выявленных школьников. В этом вопросе может помочь очень простой, но очень забавный тест.

Тест «Два ваших «Я»   

Инструкция: Разделите лист бумаги вертикально на 2 части. Это (место действия) – «зоопарк», перед вами два пустых вольера. В них  нужно посадить зверей  (или птиц, если вам так хочется!) Что это будут за животные, решать вам. Единственное условие: на вольерах вам надо написать, как называются сидящие в них существа, а также дать каждому сидящему три подходящих эпитета.

Тест очень прост, расшифровывать его – сплошное удовольствие, так как он очень интересный и смешной. Дело в том, что ЖИВОТНОЕ,  которое вы нарисовали ПЕРВЫМ, - это то, каким вы хотите казаться окружающим вас людям. А ЖИВОТНОЕ, нарисованное вами ВТОРЫМ, - это вы настоящий. Как правило, эти два существа разительно отличаются друг от друга, к тому же к каждому из них прилагаются эпитеты, что тоже о многом может поведать.

Особое внимание следует обратить на КОНТРАСТЫ, то есть на явную разницу между двумя животными. Скажем, если в первом вольере вы нарисовали ЛЬВА, а во втором – ЗАЙЦА и льва назвали СМЕЛЫМ, а зайца – РОБКИМ, то сразу видно, в чем тут суть. Всему миру вы хотите казаться сильным и решительным человеком, тогда как на деле не являетесь таковым.

Случается и так: в первом вольере нарисована ЧЕРЕПАХА, в качестве основных ее характеристик идет МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ И СПОКОЙСТВИЕ, а во втором вольере изображен ВОЛК, который назван АГРЕССИВНЫМ и ЗЛОБНЫМ. Это явно говорит о том, что рисовавший этих зверей человек хотел бы казаться окружающим спокойным и уравновешенным, уверенным в себе и хладнокровным, но ему далеко до этого идеала. Он обладает взрывным темпераментом, раздражителен и резок. Как видите, все просто.

Интересно смотреть на ВНЕШНЕЕ РАЗЛИЧИЕ двух животных. В этом тесте человек часто открыто демонстрирует, каким бы он хотел быть. Скажем, женщины нередко рисуют изящных кошек, стройных антилоп или сильных пантер и пишут на вольерах говорящие эпитеты: «мягкая», «быстрая», «опасная», «загадочная» и т.д. Такими они хотели бы быть. В противовес этому в соседний вольер они сажают существо не столь прекрасное. Мужчины же, как правило, упор делают на силу животного, его представительность и солидность.

Если ЖИВОТНЫЕ МАЛО ДРУГ ОТ ДРУГА ОТЛИЧАЮТСЯ ИЛИ ДОПОЛНЯЮТ ДРУГ ДРУГА, то это говорит о том, что вы гармонично развитый человек.

Важный момент: если вы ПОСАДИЛИ СВОИХ ЖИВОТНЫХ В КЛЕТКИ, то есть заштриховали свои рисунки, то это говорит о вашей неуверенности, вы чувствуете себя в этой жизни не на своем месте. Возможно, вы играете не свою роль и вам тяжело все время что-то из себя изображать.

Заключение. Положительные сдвиги в сознании и в поведении школьника в процессе перевоспитания происходят медленно. Немало времени и сил уйдет и на то, чтобы закрепить эти изменения, придать им необратимый характер. Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а целой системой средств, используемых на протяжении длительного периода времени.

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика