. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области

    Главной задачей школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и преподавателям в учебно-воспитательном процессе. Школьная библиотека остается местом, где школьники могут стать образованными и культурными людьми.

          В основе работы библиотеки взаимосвязь познавательной деятельности не только научно-популярной, но и художественной литературой, с творческим развитием детей.

          Все мероприятия школьной библиотеки в первую очередь способствовали развитию интереса к чтению. Традиционной формой пропаганды книги являются книжные выставки. 

 В 2018-2019 учебном году школьная библиотека работала по плану, утвержденному директором школы, опираясь на разделы общешкольного плана.

Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

  • Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитие их творческих способностей.
  • Организация систематического чтения обучающихся с учётом их возрастных и языковых особенностей.
  • Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию.
  • Формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
  • Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

 Библиотека продолжила работу по внеурочной деятельности «Книги в твоей жизни»

Одна из задач уроков литературного чтения, библиотеки, занятий по внеурочной деятельности «Книжкино царство» и «В мире прекрасного» - знакомство с духовно-нравственными понятиями, формирование основных духовно-нравственных качеств личности.

Читая и размышляя над содержанием лучших литературных произведений для детей, школьники получают первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота и др. Своей главной задачей считаю - так организовать работу над художественным текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, ученики испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались, огорчались, постигая нравственные уроки произведений

 Школьная библиотека прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.

 Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.

                    Основные принципы деятельности школьной библиотеки:

  • Гуманистический характер воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
  • Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

  • Учащиеся начальной школы – 378 чел.;
  • учащиеся средней ступени - 4465 чел.;
  • учащиеся 10-11 классов – 87 чел.;
  • учителя – 46 чел.
  • Всего читателей -995 чел.

Число посещений за учебный год – 7 940

Объем книговыдачи 17 865 экз.

Контрольные показатели:

  • Основной фонд – 28 461 экз.;
  • Фонд учебников – 22 354 экз.

Оснащение и оборудование библиотеки

Библиотека оснащена:

Компьютер – 1 шт.

Принтер – 1 шт.

Сканер – 1 шт.

Ксерокс – 1 щт.

Ноутбук – 1 шт.

Стол компьютерный – 1 шт.

Столы письменные - 1 шт.

Стол библиотечный – 1 шт.

Стулья – 20 шт.

Шкаф книжный – 4 шт.

Стеллаж односторонний – 8 шт.

Стеллаж двусторонний –  8 шт.

Выставка переносная – 1 шт.

 Библиотека школы находится на 1-ом этаже, имеет отдельное помещение для хранения и выдачи основного фонда, имеется место для работы в библиотеке (читальный зал), кроме того, имеется дополнительное помещение, для хранения учебников. Место хранения учебников оборудовано удобными стеллажами.

Организация основного фонда библиотеки

 Средств на приобретение художественной литературы не выделялось, благодаря акции «Подари книгу школьной библиотеке», библиотечный фонд пополнился художественной литературой на 18 экземпляра. Среди подаренных книг, книги классиков отечественной и зарубежной литературы, книги современных детских писателей, периодические издания для детей.

 Периодика в библиотеке представлена местной газетой «Подольский рабочий», «Подмосковье сегодня», «Открытый урок», детской газетой «Добрая дорога детства», «Учительская газета», «Вестник образования», «Вестник муниципального образования» «Нарконет». К сожалению, этого недостаточно для удовлетворения запросов наших читателей. Необходимы детские периодические журналы.

 Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

  • младшего школьного возраста (1-4 классы);
    • среднего школьного возраста (5 - 8 классы);
     • старшего школьного возраста (9 - 11 классы)

 К сожалению, в последние несколько лет, совсем не было поступлений педагогической и методической литературы для учителей. Отсутствие современной методической литературы для педагогов напрямую сказывается на посещаемости библиотеки учителями. Посещаемость среди педагогов снижается.
 

 Заказ на учебную литературу на 2018-2019 учебный год был сформирован в январе 2019 года. Большая часть заказанных учебников уже доставлена в библиотеку. Поступившие учебники проверены, обработаны и поставлены на учет.

 Учебники выдаются комплектами на классного руководителя. Имеется книга учета выданных комплектов. В конце учебного года по графику проходила сдача учебни­ков по классам.

 В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем, совместно с классными руководителями проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, и на классных часах. Работу по сохранности учебного фонда необходимо продолжить и активизировать в новом учебном году.

 Фонд учебников устаревших по содержанию и ветхости отобран, в ближайшее время будет списан.

Содержание и организация работы с читателями

 В конце года был проведен анализ читательской активности учащихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы:

 Средние показатели читательской активности увеличились. Если в прошлом году, активных читателей было 85 %, то в этом году выросло до 90 %, а количество пассивных читателей сократилось. Читателей, пользующихся только учебной литературой на конец года нет. Процентное увеличение активных читателей возросло во всех ступенях, но чаще всего читателями библиотеки были учащиеся 1- 4 классов. В значительной степени увеличение числа посещений в начальной школе, объясняется проводимыми в библиотеке внеурочными занятиями, в рамках программы «Книжкино царство», а также поступившими изданиями детской литературы сказками народов мира, русскими народными сказками, книгами Сладкова, Бианки, Драгунского, Николая Носова, К.Булычева, современных детских авторов Т.Крюковой, А.Иванова , Т.Александровой и других авторов.

 Знакомство со школьной библиотекой учащихся первых классов тра­диционно происходит в сентябре. А в марте для первоклассников проходит торжественная запись, первый библиотечный урок «Первые уроки чтения, первые уроки доброты». Учащиеся знакомятся с понятием “библиотека”, “библиотекарь”, “книжный фонд”. Этот урок проходит интересно, познавательно со стихами, загадками. Посещали библиотеку ребята из ближайшего детского сада. Для них была организована встреча: «Путешествие в книжное царство – мудрое государство». Будущие первоклассники знакомились с библиотекой, правилами пользования библиотекой, бережным обращением с книгой. Для ребят была проведена викторина по сказкам и интересным загадкам.

 Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.

 Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

 Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, ко­торые регулярно обновляются вновь поступившей литературой: «Люблю тебя,  мой Подольск»», «За страницами учебника», «Приглашаем в сказку», «Мы живем в России», «Книги поколений», и др. Наиболее значимыми и удачными были выставки к календарным датам, декадам: «Они живее всех живых», «И помнит мир спасенный!», выставка «Книги – юбиляры», «Писатели-юбиляры», «Это должен знать каждый!», о мерах безопасности для школьников (в рамках декады безопасности) и мн.др. Подбирая материал к таким выставкам, стремимся рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В этом учебном году читатели познакомились с творчеством Э.Асадова, Б.Заходера,С.Есенина,М.Ю.Друнина,В.Шишкова,И.Аксакова,Т.Крюково,И.Тургенева,Н.Носова,В.Драгунского,Л.Лагина,Ф.Тютчева,Н.Огарева.В.Гиляровского,В.Брюсова,Е.П.Катаева,А.Гайдара,Д.Гранина,П.Бажова,В.Бианки,И.Крылова,Ю.Олеши,И.Пиваваровой,,К.Чуковского,Н.Гоголя,В.Набокова,В.Астафьева,Г.Данилевского,Б.Васильева.

 Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, викторины, праздники.

В ходе акции «Подари книгу библиотеке» собрано 8 экземпляров книг отечественной классики.

 Последняя неделя марта, традиционно проходит неделя детской книги «Книжкина неделя». Викторина для учащихся 2, 3 классов называлась «Знатоки сказок», а для ребят их 2-х классов прошли «Уроки доброты», посвященные стихотворениям детской писательницы А.Л.Барто, книгам  Б.Заходера, Г.Остера,  и др.

 Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

За 2018-2019 учебный год

 были проведены мероприятия

№ п/п

Мероприятия

Всего

1

Беседы

22

2

Библиотечные уроки и обзоры

10

3

Книжно-иллюстративные выставки

30

4

Литературные и познавательные часы

7

 

Библиотека развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. Библиотека пропагандировала чтение, а так же ресурсы и службы школьных библиотек как внутри школы, так и за её пределами. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати (детские журналы), вела работу с читательским активом.

 Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.

Общие выводы и предложения:

  • Освоение и использование электронных форм учебников при реализации ФГОС;
  • Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
  • Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
  • Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой.

 

                                                    Повышение квалификации                                    

              Посещала семинары методического объединения, занималась самообразованием, прошла курсы «компьютерные технологии в библиотечном деле», вебинары.

              Однако по-прежнему учащиеся 5-8 классов читают мало, посещают библиотеку нечасто и в основном берут школьную программную литературу. Дети пользуются электронными книгами, но и их читают редко. К сожалению, чтение перестало быть главным из любимых занятий детей, в том числе и младших подростков. Необходимо строить  всю работу так, чтобы дети как можно чаще обращались к книге, пропагандировать и привлекать их к систематическому чтению, к реализации их творческих способностей. Воспитывая учащихся на лучших образцах художественной литературы, мы проецируем ребенку духовно-богатую жизнь. Важно поддерживать и развивать интерес ребенка к книге. Чтение остается мощнейшим инструментом мозга ребенка.

«Школа – это прежде всего – книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». В.А.Сухомлинский

 

                                                                                                                                      Зав.библиотекой  Кадникова И.А.

Новости
  • Prev
Пятого декабря 2019 года на территории Городского округа Подольск в учреждениях образования, Домах культуры, музеях и
Видеоролики Плакаты Грипп остается одним из самых тяжелых вирусных заболеваний, которое передается
С 1 января 2019 года в 4х субъектах РФ, в том числе в Московской области, стартовал эксперимент по применению
Информационные буклеты по тематике «Содержание территории образовательной организации».
  МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ БЫЛА ОБРАЗОВАНА В XVIII ВЕКЕ ПО ПРИКАЗУ ПЕТРА I, РОВНО 90 ЛЕТ НАЗАД ОНА СТАЛА НАЗЫВАТЬСЯ

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика