f Урок "Непроизносимые согласные в корне слова"
. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области

Технологическая карта урока русского языка. (Презентация по уроку)

Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.

Класс: 2

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация MicrosoftPowerPoint, учебник для 2 класса по русскому языку С. В. Иванов, конверты с иллюстрациями, раздаточный материал для выполнения лэпбука.

Цели по содержанию:

обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова; помочь запомнить непроверяемые написания;

развивающие: создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

воспитывающие: содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Формируемые УУД:

Регулятивные: работать по алгоритму, инструкции; осуществлять самоконтроль, умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре.

Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

        Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового общения.

Используемые технологии:Лэпбук, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, здоровье-сберегающие технологии.

 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Создать  благоприятный психологичес-кий настрой на работу. Представиться детям.

 

Проводит вступительную беседу.

-Здравствуйте,  ребята! Меня зовут Татьяна Валерьевна. Я пришла к вам сегодня в отличном настроении, и поделюсь им с вами.

А вы поделитесь со мной своим хорошим настроением?

Давайте хорошо поработаем и унесем с этого урока новые знания и хорошие впечатления.

Участие в беседе.

 

 

 

Да.

 

Личностные: мотивация к учению.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.Актуализа-ция знаний и пробное учебное действие.

(2 мин)

Оживление внимания.Структурирова-ние материала.

 

- Откройте свои тетради. Записываем число. Классная работа.

- Вы любите загадки?

- Я пришла к вам в гости, поэтому не с пустыми руками. А принесла я с собой 2 конверта с загадками.

1) Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

(Вешает на доску картинку из 1 конверта)

2)День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

(Вешает на доску картинку из 2 конверта)

- К какой части речи относятся слова-отгадки?


- Образуйте от них прилагательные.

 

Запишите каждое прилагательное на отдельной строке, определите корень.

 

Да.

 

 

Солнце

 

 

 

Сердце

 

 

Имена существительные.

Сердечный, солнечный.

 

солн, серд

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  формулировать и аргументировать свое  мнение и позицию;  публично защищать свою позицию.

 

Познавательные: проводить наблюдение, анализ,  выстраивать логическую цепь суждений; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Личностные: мотивация к учению.

Регулятивные:  определять степень успешности выполнения работы

 

3. Выявление места и причины затруднения

(3 мин)

Привлечь внимание к наличию орфографичес-кой проблемы при обозначении буквами

определенных сочетаний звуков.

А теперь поставьте тире напротив написанных слов. И давайте правильно запишем названия самих предметов.

 

Что вы заметили при написании этих слов?

 

Выделите корень. Где опасное место в этих словах? Слабая позиция?

 

Что помогло вам написать слова верно? Выделите  корни.

 

Почему?

 

 

 

Вы встречали раньше такую орфограмму? В каких словах?

Как бы вы назвали такие согласные?

 

 

 

 

 

Откройте учебник на с 114, как же называют эти согласные?

 

солнце, сердце

 

Пишутся не так, как слышатся.

 

соЛнце, серДце

 

слова прил, написанные ранее.

В них эти буквы звучали ясно. Они были проверочными.

 

Ответы детей.

Хитрые, молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытые, тайные

 

Непроизносимые.

Регулятивные:

развивать волевую саморегуляцию.

 

Познавательные:  анализ объектов с целью выделения признаков,  определение основной и второстепенной информации, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей; умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

 

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  формулировать и аргументировать свое  мнение и позицию;  публично защищать свою позицию.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(10 мин)

Активизировать процесс мышления у обучающихся.

Как мы и говорили,  эти согласные большие хитрюги, но мы же сумеем их перехитрить?

 

Что нужно сделать, чтобы проверить орфограмму в корне слова?

 

Какое слово называют проверочным?

 

Какую цель поставим на сегодняшний урок?

 

 

Как же нам понять, что перед нами именно эта орфограмма. Давайте посмотрим, где она нам встретилась.

 

Да, и это лишь один из возможных вариантов.

Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить к этим словам?

 

 

Радос_ный, интерес_ный, поз_ний,вкус_ный, счас_ливый, блёс_ки, ужас_ный, гроз_ный, гиган_ский, опас_ный, здра_ствуй,

 

 

 

 

 

 

 

В каких еще случаях возможно написание непроизносимой согласной.

 

(сочетания согл появляются на доске)

 

Конечно.

 

Подобрать проверочное слово.

То, в котором слабая позиция меняется на сильную.

Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными.

 

Перед буквой Ц.

 

 

 

 

 

Разбить на 2 группы – с непроизносимой согл и без нее.

 

Выполняют задание с комментированием.

 

 

 

На стыке согласных

зн / сн /нс / ств / сл

Регулятивные: выстраивать и проговаривать последовательность действий; работать по инструкции; определять цель урока.

 

Коммуникативные: слушать других, высказывать своё мнение.

 

Познавательные:  выбирать основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдение, анализ,  выстраивать логическую цепь суждений, группировать; извлекать информацию, представленную в разных формах;

 

 

5. Реализация построенного проекта.

(5 мин)

Построить алгоритм выхода из проблемной ситуации.

Эта орфограмма встречается в словах не так часто, поэтому имеет смысл составить памятку для работы с ней.

 

Для этого у вас на столах лежат конверты и клей-карандаш.

 

Что первое мы должны выяснить при работе с орфограммой?

 

 

 

Как проверить эту орфограмму?

 

 

Как действовать дальше?

 

 

 

Есть ли исключения?

Выполняют лэпбук

 

 

 

 

Ее вид.(наклеивают 1 часть алгоритма слева и справа)

 

Зачитывают .

 

Наклеивают 2 часть алгоритма.

 

 

Наклеивают исключения.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке;  планируют необходимые действия, операции.

 

Познавательные: представлять информацию в виде схемы (алгоритма), анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

 

Личностные: формировать положительное отношение к урокам русского языка и личностного смысла учения.

 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Физкульт-минутка

(2 мин)

Прийти в бодрое настроение

Игра «Запрещенное движение»

Включает музыку.

Выполняют

Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни Регулятивные: принимают учебную задачу

6. Первичное закрепление.

(3 мин)

Закрепление правил правописания непроизносимо-го согласного звука в корне слова

Какие слова мы можем внести в таблицу примеров.

 

Эта таблица может заполняться вами и на последующих уроках, если вам встретятся слова с данной орфограммой.

Предлагают свои варианты.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Познавательные: анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

 

7.Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону.

(4 мин)

Применение новых знаний

Поработаем с учебником

 с 114  упр 2

 

 

Выполните упр. Не забывайте выделять в словах корень.

 

А теперь обменяйтесь тетрадями для взаимной проверки.

Какие незнакомые слова вам встретились?

(на доске значение слов)

Лесть — угодливое, обычно неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности.

Уста – так в старину называли губы

Зачитывают задание упр.

 

Выполняют.

 

 

Уста, лесть

Коммуникативные:  планировать  работу учебного сотрудничества.

 

Регулятивные: осуществлять само и взаимоконтроль, находить и исправлять ошибки самостоятельно;

 

Личностные: формировать представление о богатстве русского языка.

 

Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

(2 мин)

Определять слова с непроизноси-мыми согласными в ряду с другими орфограммами.

Приготовьте сигналы.

 

 

Я сейчас буду называть вам слова на разные орфограммы. Если это слово с непроизносимойсогл – зеленый, если любая другая – красный.

 

 

Градусник, жираф,  капустный, грустный, гибкий, друг, тропинка, парусник.

 

 

На доске

Градус_никЖ_раф

Капус_ныйги_кий

Грус_ныйдру_

Парус_никтр_пинка

 

Можем дополнить таблицу в памятке новыми словами?

Дома дополните эту таблицу еще 5ью примерами в каждый столбик.

Работают сигналами.

 

 

 

 

 

 

Работают устно.

 

 

 

Применяют известные правила.

 

Дополняют.

 

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Познавательные:  осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(3 мин)

Подведение итога урока, создание позитивного настроя; дать каждому возможность высказаться.

 

- Наш урок подходит к концу. Назовите ключевые слова урока.

(выведены на доску)

 

Какую цель ставили на сегодняшний урок?

 

 

 

У нас получилось?

 

 

Переверните свою памятку.

 

На обратной стороне оцените свое настроение на уроке. Если ваше настроение было хорошим, раскрасьте солнце ярким желтым, если не очень, нарисуйте рядом облака.

 

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Нарисуйте на этой яблоне красные яблоки за ваши правильные ответы и зеленые за неправильные.

 

Насколько понятным был для вас материал?На каком из островов вы  находитесь в конце урока: островВсе хорошо, остров Ничего не понял, остров Знаний, остров Радости.

 

Поднимите руки, кто на  острове  Все хорош? На острове Ничего не понял? На острове Знаний? На острове Радости?

 

Спасибо за урок.

Согласные, орфограмма, непроизносимые, корень…

 

Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными.

Да

 

 

Работа с оценочным листом.

 

 

Раскрашивают.

 

 

Рисуют.

 

 

Определяют.

 

 

 

Обратная связь. Ответы детей.

Коммуникативные: уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

 

Регулятивные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

 

Новости
Уважаемые обучающиеся и родители! В МОУ СОШ № 19 с 06 апреля 2020 года стартует 4 четверть, формат обучения -
Уважаемые родители! На основании Приказа министра образования Московской области от 17.03.2020 № ПР-332 «О внесении
Родительский контроль в МОУ СОШ №19 - вопросы и запись с 08.00 до 19.00 по телефону  8905-734-32-23 (директор школы
  • Prev

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика