f Методика разработки комплекса ОРУ. Методические рекомендации по составлению комплексов ОРУ
. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области

Методика разработки комплекса ОРУ

Составляя комплекс ОРУ или подбирая отдельные упраж­нения, необходимо определить его целевое назначение.

Как известно, ОРУ - это своеобразная азбука движений. С их помощью формируется базовая координация движений, раз­виваются двигательные качества, создаются предпосылки для освоения техники более сложных упражнений, прививаются ос­новы эстетики движений. ОРУ широко используются в боль­шинстве видов спорта, они составляют основу содержания заня­тий с детьми и занятий оздоровительной направленности с раз­личным контингентом. Особенностью использования ОРУ явля­ется их широкая направленность.

Первая особенность ОРУ - простота и доступность. Упраж­нения просты по своей структуре, поэтому им не сложно обу­чать, они доступны всем категориям занимающихся.

Вторая особенность ОРУ состоит в возможности избира­тельного воздействия на отдельные мышечные группы. Это оп­ределяет их использование для решения всевозможных частных задач физического воспитания, а также создает условия для гар­моничного развития двигательного аппарата.

Третья особенность ОРУ заключается в возможности строго дозировать нагрузку, определяя содержание и количество уп­ражнений, количество повторений каждого из них, интервалы отдыха, темп, характер выполнения упражнений, вес отягоще­ний, исходные положения.

Многообразие ОРУ бесконечно, и в связи с этим для удоб­ства ориентирования в этом многообразии, в физическом воспи­тании имеется несколько классификаций, имеющих практиче­ское значение.

  1. Классификация ОРУ по анатомическому признаку. В за­висимости от того, какие мышечные группы обеспечивают дви­жение, ОРУ делятся на:

-         упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

-         упражнения для мышц шеи;

-         упражнения для мышц ног и тазового пояса;

-         упражнения для мышц туловища;

-         упражнения смешанного характера.

 Классификация по признаку преимущественного воздейст­вия. В зависимости от направленности нагрузки ОРУ делятся на силовые; на растягивание (гибкость) и на расслабление. Сочетание этих типов преимущественного воздействия определяет содержа­ние и других упражнений, которые, однако, принято выделять, учитывая их методическую направленность и значимость. Это уп­ражнения на осанку, упражнения на координацию и дыхание.

  1. Классификация по признаку использования предметов иснарядов. ОРУ могут выполняться без предметов: с предметами (палка, скакалка, гантели, набивной мяч и т. д.); на снарядах и соснарядами (гимнастическая стенка, скамейка и др.); с использо­ванием тренажеров.
  2. Классификация по признаку организации группы. ОРУ можно разделить на одиночные упражнения; упражнения вы­полняемые вдвоем, втроем: упражнения в кругу в сцеплении; упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах; упражнения в движении.
  3. Классификация по исходным положениям. В зависимости от исходных положений, из которых начинается выполнение ОРУ их можно разделить на: упражнения выполняемые из стоек; из седов; из приседов; из положения лежа; из упоров; из висов и т. п.

Для точного обозначения конкретного упражнения могут быть использованы все данные классификации, например, уп­ражнение вдвоем на мышцы живота с набивным мячом из ис­ходного положения лежа на спине. Назначение комплекса ОРУ может быть направленно для общей или специальной разминки, для комплексного или направленного развития двигательных качеств, формирования осанки, для улучшения функционально­го состояния организма и т. д. Для успешного применения ОРУ в занятиях с различным контингентом необходимо:

-         владеть большим объемом конкретных упражнений;

-         знать характер и направленность каждого упражнения;

-         уметь составить комплекс в зависимости от задач урока;

-         уметь проводить ОРУ различными способами;

-        владеть методами организации занимающихся при про­ведении ОРУ;

-        уметь дозировать нагрузку в зависимости от состояния занимающихся.

Методические рекомендации по составлению комплексов ОРУ

Для составления комплекса ОРУ необходимо владеть осно­вами терминологии, знать специальные термины ОРУ. При опи­сании упражнения важно помнить о том, что любой термин уже предусматривает определенную технику и смысловое значение выполнения движений, а при отклонении от традиционного вы­полнения необходимо указать дополнительные, уточняющие слова (термины) движений. Например, термин «Руки в стороны» подразумевает, что руки должны быть прямыми, ладонями кни­зу, пальцы вместе. Если же надо назвать положение отличное от этого, следует его уточнить: «Руки в стороны, ладонями кверху, пальцы врозь». При одновременном движении нескольких час­тей тела принято называть их снизу вверх. Например, «Шаг пра­вой в сторону, руки к плечам, наклон головой вперед».

Если движение выполняется кратчайшим путем, достаточно назвать лишь конечное положение. Если же движение осущест­вляется более сложным путем, используются дополнительные термины, уточняющие движение и конкретизирующие его на­правление. Например, «Дугами вперед, руки в стороны». Это значит, вначале руки движутся вперед, а уже потом переходят в положение руки в стороны. При обозначении нескольких дви­жений бывает необходимо указать способ их выполнения, на­пример, «Шагом правой вперед, стойка ноги врозь».

При записи комплексов упражнений принято обозначать на­звание, например: «Комплекс ОРУ с набивным мячом»; давать порядковый номер упражнения и его терминологическую или графическую запись.

Процесс составления комплексов ОРУ с полным основани­ем можно назвать конструированием. Преподаватель подобно конструктору выбирает из огромного количества возможных движений (заготовок), нужных для решения конкретных педаго­гических задач, и компонует их рациональным образом в цело­стное упражнение.

Исходная база конструирования упражнений - анатомиче­ски возможные движения в суставах: сгибания и разгибания, от­ведения и приведения, пронация и супинация, вращения. Дви­жения отдельных частей тела ограничены, а их сочетания прак­тически безграничны.

ОРУ редко применяются изолировано. Поэтому преподаватель постоянно сталкивается с необходимостью составлять различные комплексы ОРУ. Прежде чем приступить к подбору упражнений в комплексе, нужно точно определить его целевое назначение. Он может быть предназначен для общей или специальной разминки, для комплексного или направленного развития двигательных ка­честв (силы, гибкости, выносливости, координации движений), для формирования осанки, для решения задач восстановления, для обучения конкретным двигательным действиям и т. п.

Важным вопросом при составлении комплексов ОРУ явля­ется для чего и для кого составляется этот комплекс: какие уп­ражнения включить и в какой последовательности. В связи с этим предлагаются следующие общие рекомендации:

1.      При подборе упражнений учитываются условия прове­дения урока, его задачи и состав занимающихся.

2.      Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, уровня физической подготовленности.

3.      Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся: на развитие качеств, формирование правильной осанки и на умение управлять своими движениями.

4.      Предусмотреть нарастание нагрузок за счет включения более интенсивных упражнений, увеличения количества повто­рений и т. д.

5.     Упражнения необходимо чередовать с учетом последо­вательного включения в работу различных частей тела.

6.      Упражнения на гибкость необходимо включать при хо­рошо прогретых мышцах.

Предусмотреть упражнения на расслабление и восста­новление дыхания.

Методические рекомендации по составлению комплексов ОРУ

Для составления комплекса ОРУ необходимо владеть осно­вами терминологии, знать специальные термины ОРУ. При опи­сании упражнения важно помнить о том, что любой термин уже предусматривает определенную технику и смысловое значение выполнения движений, а при отклонении от традиционного вы­полнения необходимо указать дополнительные, уточняющие слова (термины) движений. Например, термин «Руки в стороны» подразумевает, что руки должны быть прямыми, ладонями кни­зу, пальцы вместе. Если же надо назвать положение отличное от этого, следует его уточнить: «Руки в стороны, ладонями кверху, пальцы врозь». При одновременном движении нескольких час­тей тела принято называть их снизу вверх. Например, «Шаг пра­вой в сторону, руки к плечам, наклон головой вперед».

Если движение выполняется кратчайшим путем, достаточно назвать лишь конечное положение. Если же движение осущест­вляется более сложным путем, используются дополнительные термины, уточняющие движение и конкретизирующие его на­правление. Например, «Дугами вперед, руки в стороны». Это значит, вначале руки движутся вперед, а уже потом переходят в положение руки в стороны. При обозначении нескольких дви­жений бывает необходимо указать способ их выполнения, на­пример, «Шагом правой вперед, стойка ноги врозь».

При записи комплексов упражнений принято обозначать на­звание, например: «Комплекс ОРУ с набивным мячом»; давать порядковый номер упражнения и его терминологическую или графическую запись.

Процесс составления комплексов ОРУ с полным основани­ем можно назвать конструированием. Преподаватель подобно конструктору выбирает из огромного количества возможных движений (заготовок), нужных для решения конкретных педаго­гических задач, и компонует их рациональным образом в цело­стное упражнение.

Исходная база конструирования упражнений - анатомиче­ски возможные движения в суставах: сгибания и разгибания, от­ведения и приведения, пронация и супинация, вращения. Дви­жения отдельных частей тела ограничены, а их сочетания прак­тически безграничны.

ОРУ редко применяются изолировано. Поэтому преподаватель постоянно сталкивается с необходимостью составлять различные комплексы ОРУ. Прежде чем приступить к подбору упражнений в комплексе, нужно точно определить его целевое назначение. Он может быть предназначен для общей или специальной разминки, для комплексного или направленного развития двигательных ка­честв (силы, гибкости, выносливости, координации движений), для формирования осанки, для решения задач восстановления, для обучения конкретным двигательным действиям и т. п.

Важным вопросом при составлении комплексов ОРУ явля­ется для чего и для кого составляется этот комплекс: какие уп­ражнения включить и в какой последовательности. В связи с этим предлагаются следующие общие рекомендации:

1.      При подборе упражнений учитываются условия прове­дения урока, его задачи и состав занимающихся.

2.      Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, уровня физической подготовленности.

3.      Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся: на развитие качеств, формирование правильной осанки и на умение управлять своими движениями.

4.      Предусмотреть нарастание нагрузок за счет включения более интенсивных упражнений, увеличения количества повто­рений и т. д.

5.     Упражнения необходимо чередовать с учетом последо­вательного включения в работу различных частей тела.

6.      Упражнения на гибкость необходимо включать при хо­рошо прогретых мышцах.

Предусмотреть упражнения на расслабление и восста­новление дыхани

Новости
Продуктовый набор "Школьный обед на дом" на период дистанционного обучения с 13.04.2020 - 30.04.2020 Перечень
Уважаемые родители! По пятницам в 14.00 на платформе ZOOM проходит ЧАС ДИРЕКТОРА!
Уважаемые обучающиеся и родители! В МОУ СОШ № 19 с 06 апреля 2020 года стартует 4 четверть, формат обучения -
Уважаемые родители! На основании Приказа министра образования Московской области от 17.03.2020 № ПР-332 «О внесении
  • Prev

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика