. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тема: Внутренняя политика Екатерины II.Цель урока–охарактеризовать внутреннюю политику Екатерины II. Задачи урока: познакомить с направлени

Автор: Имбер Жанна Борисовна, код - SC-3875 Тема. Внутренняя политика Екатерины II. Цель: - характеристика внутренней политики Екатерины II. Задачи: 1. познакомить с направлениями и значением реформ, 2. объяснение понятий и терминов: просвещенный абсолютизм, Наказ, 3. развитие общеучебных навыков, 4. формирование оценочных суждений, 5. показать значимость соблюдения естественных прав людей, значимость продуманной государственной политики в разных сферах общественной жизни. План: 1. Уложенная комиссия. 2. Реформы Екатерины II. Оборудование: - учебник «История России», 10 класс, профильный уровень, - CD «»История России» - аудиоучебник, 10 класс, - презентация РР, технологические карты урока. Технологии: развивающая критическое мышление, информационная. Возраст: 10 класс. Этапы урока. 1 этап. Вызов. Игра в ассоциации. Вопрос: - какие ассоциации связаны у вас с понятием «внутренняя политика»? Составление кластера. Вступительное слово учителя. Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий (1762—1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. «Петру Первому — Екатерина Вторая» — такие слова выбиты на постаменте «Медного всадника». Екатерина II, деятельная и неординарная правительница, имела право на подобное сопоставление. Достижения и победы времени ее царствования носят во многом отпечаток ее личного участия, направляющего внимания. Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, она умела многое — и управлять огромной империей, к чему страстно стремилась со времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что очень важно, приближать к себе людей талантливых, одаренных, поручать им важные дела в соответствии с их способностями. XVIII век — век «союза философов - монархов». В ту пору широкое хождение получило выражение «эпоха «Просвещенного абсолютизма», так называлась политика, сочетающая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей: введение монархической власти в рамки законности, забота монарха о подданных в соответствии с законами. Таковой, наравне с Фридрихом Прусским и Иосифом Австрийским, была и Екатерина Вторая, о которой Вольтер заявлял, что боготворит лишь три предмета: свободу, терпимость и русскую императрицу. Итак, нам предстоит охарактеризовать внутреннюю политику императрицы Екатерины II. 2 этап. Осмысление. Учащиеся знакомятся с новым материалом: - чтение учебника с 61 – 62. «В 1767 г. Екатерина II предприняла попытку создать новое Уложение (свод законов). Он должен был заменить Уложение 1649 г., учесть новые указы и манифесты, отразить изменившуюся жизнь страны. В Москву съехалось более 500 депутатов. Больше всего в так называемой Уложенной комиссии было представителей городов, на втором месте шло дворянство; выборных представителей прислали государственные крестьяне. Кроме того, там были представлены Сенат, Святейший Синод и коллегии, а также поволжские народы России - татары и башкиры. Бесправное крепостное крестьянство и духовенство, которому, по мысли организаторов Комиссии, не пристало заниматься мирскими делами, не вошли в ее состав. Императрица собственноручно написала "Наказ" для депутатов. В этом замечательном документе она показала, что недаром изучала сочинения французских просветителей. Понятия добра и честности, которыми, по мысли императрицы, следует руководствоваться депутатам в разработке нового законодательства, вынесены в "Наказе" на первый план. Екатерина хотела бы видеть граждан России охраняемыми законом, провозглашала равенство всех перед законом. Она рекомендовала помещикам так облагать податями и повинностями крестьян, чтобы это не наносило ущерба их хозяйствам и государству в целом. Императрица не затрагивала основ самодержавия и крепостного права. В "Наказе" присутствовали слова: Государь есть самодержавный. И в то же время Екатерина II запретила в документах, идущих на ее имя, подписываться, как прежде, раб и холоп. Этот на первый взгляд незначительный факт показывал, что век Просвещения оказывал воздействие и на наше Отечество. Обнародовать "Наказ" Екатерина не решилась, поскольку понимала, что он содержал крамольные для России мысли. Наказ" был настолько либерален по содержанию, что даже во Франции вошел в список запрещенных книг. В ходе работы Комиссии сразу же выявились непримиримые противоречия между сословиями. Дворянство требовало ужесточить сыск беглых крестьян и жаловалось на торговую конкуренцию со стороны купцов и предпринимателей. Депутаты городов рассматривали сферу торговли как исключительное право городских слоев, в первую очередь купечества. Крестьяне, депутаты от народов России жаловались на переход в частные руки государственных земель, на нехватку земель для собственного пользования. Во время работы Комиссии и обсуждения наказов прозвучало требование ликвидации крепостного права, что вызвало резкую отповедь дворянства. Страсти накалялись. Особенно это стало очевидным, когда Комиссия перешла к обсуждению самих статей будущего свода законов. Работа затягивалась. В конце 1768 года Уложенная комиссия была распущена, поскольку не выполнила своей задачи. Екатерина убедилась в неосуществимости выработки нового Уложения.». Работа с исторической ситуацией: Рассмотрите историческую ситуацию, связанную с работой Уложенной комиссии, ответьте на главный вопрос: почему результаты работы комиссии оказались столь ничтожны? А. Укажите время действия – 1767 год. Б. Укажите место принятия решения – Москва. В. Укажите основные события и явления, связанные с ситуацией: - огромное количество указов и устаревшее Соборное уложение 1649 года, - неудачная попытка составления нового уложения при Петре I, - политика Екатерины в духе просвещенного абсолютизма, - реформаторская деятельность Екатерины. Г. Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации: - депутаты от дворян, представители торгово – ремесленного населения, государственные крестьяне, казаки, нерусские народы, кроме крепостных. Д. Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть: - Наказ императрицы Екатерины II, - наказы от избирателей: * дворян – о земле, жаловании, побегах крепостных, конкуренции с купцами в предпринимательской деятельности, * горожан - об исключительном праве занятий торговлей и предпринимательством, недовольство торгово – промышленной деятельностью крестьян, * крестьяне – жалобы на недостаток земель, их захват дворянами и посадскими жителями, заводчиками, * нерусские народы – тяготы и повинности. Главный вопрос: почему результаты работы комиссии оказались столь ничтожны? - прослушивание лекции по М/м пособию: «Поворот к либерализму. Уложенная комиссия» - учащиеся выбирают из аудиолекции недостающую информацию для работы с исторической ситуацией. (Возможный ответ учащихся: В ходе работы Комиссии сразу же выявились непримиримые противоречия между сословиями. Дворянство требовало ужесточить сыск беглых крестьян и жаловалось на торговую конкуренцию со стороны купцов и предпринимателей. Депутаты городов рассматривали сферу торговли как исключительное право городских слоев, в первую очередь купечества. Крестьяне, депутаты от народов России жаловались на переход в частные руки государственных земель, на нехватку земель для собственного пользования. Во время работы Комиссии и обсуждения наказов прозвучало требование ликвидации крепостного права, что вызвало резкую отповедь дворянства. Страсти накалялись. Особенно это стало очевидным, когда Комиссия перешла к обсуждению самих статей будущего свода законов. Работа затягивалась. В конце 1768 года Уложенная комиссия была распущена, поскольку не выполнила своей задачи. Екатерина убедилась в неосуществимости выработки нового Уложения.) (После этого ученики возвращаются к кластеру «Внутренняя политика» и делают вывод о значении законодательной деятельности Екатерины). Работа в группах:. Задание: (прием активного чтения материала): читая текст «Реформы Екатерины I», сделайте маркировку текста символами (каждый абзац). Составление маркировочной таблицы Что совпало с моими представлениями О чем раньше не знал. Новое содержание. Что не совпало с моими представлениями Что вызвало непонимание = + - ? Один из группы составляет общую маркировочную таблицу и устно делает вывод о полученной информации из текста. Реформы Екатерины II. «В последующие годы императрица проводит курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления, принимает меры в интересах различных сословий. Один из указов (1775) говорил о свободе открытия промышленных предприятий, другой указ (1779) вдвое повышал оплату труда приписных крестьян на заводах, а их владельцев, что было гораздо существенно, освободил от обязательных поставок железа и снарядов казну. «Учреждение о губерниях» 1775 г. возвестило появление 50 губерний, более мелких, чем существовавшие 23 обширные губернии. Возглавлял" каждую из них губернатор, а группу из двух-трех - наместник или генерал-губернатор. Всеми делами в губернии руководило губернское правление. Казенная палата ведала промышленностью, доходами и расходами, Приказ общественного призрения — школами, больницами. Судебные учреждения (палата уголовного суда, палата гражданского суда, сословные суды — для дворян, горожан и государственных крестьян) Губернии делились на уезды во главе с капитанами - исправниками. Города составляли особые административные единицы во главе с городничими или комендантами; только в обеих столицах, Петербурге и Москве, во главе администрации стояли обер-полицмейстеры. Областная реформа, по сути дела, распространила коллегиальные порядки из центра в провинцию. В 80-е гг. XVIII в. ликвидировали ряд коллегий (Мануфактур-, Камер-, Берг-, Юстиц-, Вотчинную, Главный магистрат) кроме Иностранных дел, Военной и Адмиралтейств коллегий. Жалованная грамота дворянству 21 апреля 1785г. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» подтвердила привилегии, которыми уже пользовалось правящее сословие: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности па имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Каждые три года дворянские собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства. Дворянские собрания могли также делать представления властям о своих нуждах. Выборные дворянские должности можно было занимать только при доходе от имения свыше 100 руб. в год. Первенствующая роль дворянства в государстве была подчеркнута присвоением ему наименования «благородного». Жалованная грамота городам 21 апреля 1785г. Жалованная грамота подтвердила привилегии богатых купцов: взамен подушной подати и рекрутской повинности они платили налог в размере 1 % с капитала и вносили по 360 руб. за рекрута. Одновременно она разделила все городское население на шесть разрядов. Первый составляли «настоящие городовые обыватели», владевшие в городе домами или землей: дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы трех гильдий, к третьему — цеховые ремесленники, к четвертому — постоянно жившие в городе иностранцы. Крупные купцы-оптовики, банкиры, судовладельцы, а также ученые и лица творческих профессий составили пятый разряд — именитых граждан. Остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся», вошли в шестой разряд. Третий и шестой разряды составили сословие мещан (от украинского слова «место» — город). Именитые граждане и купцы первой и второй гильдий были освобождены от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей. Все шесть разрядов (в их состав не вошли жившие в городе крестьяне) составляли «градское общество», которое избирало городского голову, членов магистрата и гласных (депутатов) общей градской думы. Общая градская дума избирала шестигласную (из шести гласных — по одному от каждого разряда горожан) думу — исполнительный орган управления. Жалованная грамота городам впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы «городовых обывателей». В 1764 г. проведена секуляризация церковных имуществ. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Церкви лишились 2 млн крестьян обоего пола - их содержанием ведала Коллегия экономии, и они превратились в экономических крестьян, близких по правам и обязанностям к государственным. В результате секуляризации увеличились доходы казны (более 600 тыс. рублей в год). Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества. Сенат, выродившийся в громоздкое и неповоротливое учреждение, неспособное не только при необходимости заменять монарха (как замышлял Петр I), но и решать текущие вопросы. В 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Сенат фактически стал Высшим судебным органом. В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Последний гетман Г. Разумовский был отправлен в отставку, его место занял генерал-губернатор. Автономия Украины была ликвидирована. В 1775 году была ликвидирована и Запорожская Сечь, казацких старшин или выслали, или ублажили землями и офицерскими чинами. Рядовые казаки образовали Черноморское казачье войско, которое в 1791 г. переселилось на Кубань. На Дону (1775) ввели Войсковое гражданское правительство типа губернской администрации. Екатерина II придавала огромное значение образования в жизни страны. По плану директора Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса. В 1782 – 86 гг. была проведена школьная реформа: в уездных и губернских городах учреждались народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. 1782 – полицейская реформа (контроль полицейский и церковный за населением. В 1769г. для поддержания дворян и купцов были введены Дворянский и Купеческий банки. Недостаток средств заставил правительство прибегнуть в 1769 г. к выпуску бумажных денег — ассигнаций. Бумажный рублю оценивался в 70 коп. серебром. С этого времени в России существовали две денежные единицы — рубль серебром и рубль ассигнациями. Россия также обратилась к внешним займам. И все же ее реформы остались незавершенными. Непреодолимым препятствием явилось крепостное право. Оно сдерживало возникновение сильного «третьего сословия», резко поднимало дворян над остальным населением, исключало крестьян из сословной структуры. Но уничтожить его Екатерина II была не в силах.» Задание: из текста «Реформы Екатерины II» записать в фишбоун: 1 группа – государственно – административные реформы, 2 группа - социально – экономические реформы. Графическое обозначение новых знаний: использование фишбоуна. 1763 – реформа Сената 1775 – губернская реформа (50 губ.) 1782 – полицейская реформа (контроль полицейский и церковный за населением) 1764 – ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине 1781 – ликвидация автономии Малороссии 1775 – Войсковое гражданское правительство на Дону 80 –е г.Ликвидация ряда коллегий 1775 – свобода предпринима-тельства 1769-Введение ассигнаций, Двор. и Купеч. банки 1786 –система образоват. учреждений 1785 – Жало-ванные грамотыдворянам и городам 1764 – Секуляризация церковных владений 1779 – повышение оплаты труда приписных крестьян на заводах, освобождение их владельцев от поставок железа в казну 1773 -принцип веротерпимости 3 этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведения итогов). - Ученики каждой группы озвучивают записи в фишбоуне, учитель фиксирует их на доске. (После этого ученики возвращаются к кластеру «Внутренняя политика» и делают вывод о значении реформ Екатерины). - Работа с документом. «НАКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II КОМИССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТА НОВОГО УЛОЖЕНИЯ» Глава II 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать сходно с пространством толь великаго государства. 11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно. 12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим. 13. Какой предлог самодержавного правление? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность; но чтобы действия их направить к получению самаго большаго ото всех добра. 15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя. 16. Но от сея славы происходит в народе единоначалием управляемом разумом вольности, который в державах сих может произвести столько же великих дел, и столько споспешествовать благополучию подданных, как и самая вольность. <...> 19. <...> Государь есть источник всякия государственныя и гражданския власти.» Уровни анализа документа: 1.Паспорти-зация документа:- где и когда создан?- кто автор?- вид документа? 2.Историко – логический:- о чем говорится в тексте? 3.Аксиологический:- какие ценности заложены в содержаниидокумента? 4.Критический: - объективная ли информация?- можно ли доверять этому документу? 5.Праксиологичес-кий:- как использовать документ в изучении истории?- чем он полезен? Дополнительные вопросы учителя: 1. сформулируйте свою позицию по отношению к поднятой в документе проблеме, 2. подтвердите авторскую позицию выдержками из документа. - Творческое задание: составить синквейн. 1 строка – одно слово – центральное понятие темы, 2 строка - три слова, прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие, 3 строка - два слова, объясняющие суть происходящих событий, 4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме, 5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы. Екатерина Деятельная, образованная, талантливая, Привит, реформирует, Просвещенная монархиня на троне, Великая. Технологическая карта урока для учащегося. Тема. Внутренняя политика Екатерины II. Цель: - характеристика внутренней политики Екатерины II. Работа с исторической ситуацией: А.._____________________________________________________________________________ Б.______________________________________________________________________________ В.______________________________________________________________________________ Г.______________________________________________________________________________ Д.______________________________________________________________________________ Главный вопрос: ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Что совпало с моими представлениями О чем раньше не знал. Новое содержание. Что не совпало с моими представлениями Что вызвало непонимание = + - ? Реформы Екатерины. Графическое обозначение новых знаний: использование фишбоуна. Анализ документа: 1.______________________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________________________ 4. ________________________________________________________________________________ 5. ________________________________________________________________________________ Творческое задание: 1.______________________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________________________ 4. ________________________________________________________________________________ 5. ________________________________________________________________________________ Реформы Екатерины II. В последующие годы императрица проводит курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления, принимает меры в интересах различных сословий. Один из указов (1775) говорил о свободе открытия промышленных предприятий, другой указ (1779) вдвое повышал оплату труда приписных крестьян на заводах, а их владельцев, что было гораздо существенно, освободил от обязательных поставок железа и снарядов казну. «Учреждение о губерниях» 1775 г. возвестило появление 50 губерний, более мелких, чем существовавшие 23 обширные губернии. Возглавлял" каждую из них губернатор, а группу из двух-трех - наместник или генерал-губернатор. Всеми делами в губернии руководило губернское правление. Казенная палата ведала промышленностью, доходами и расходами, Приказ общественного призрения — школами, больницами. Судебные учреждения (палата уголовного суда, палата гражданского суда, сословные суды — для дворян, горожан и государственных крестьян) Губернии делились на уезды во главе с капитанами - исправниками. Города составляли особые административные единицы во главе с городничими или комендантами; только в обеих столицах, Петербурге и Москве, во главе администрации стояли обер-полицмейстеры. Областная реформа, по сути дела, распространила коллегиальные порядки из центра в провинцию. В 80-е гг. XVIII в. ликвидировали ряд коллегий (Мануфактур-, Камер-, Берг-, Юстиц-, Вотчинную, Главный магистрат) кроме Иностранных дел, Военной и Адмиралтейств коллегий. Жалованная грамота дворянству 21 апреля 1785г. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» подтвердила привилегии, которыми уже пользовалось правящее сословие: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности па имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Каждые три года дворянские собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства. Дворянские собрания могли также делать представления властям о своих нуждах. Выборные дворянские должности можно было занимать только при доходе от имения свыше 100 руб. в год. Первенствующая роль дворянства в государстве была подчеркнута присвоением ему наименования «благородного». Жалованная грамота городам 21 апреля 1785г. Жалованная грамота подтвердила привилегии богатых купцов: взамен подушной подати и рекрутской повинности они платили налог в размере 1 % с капитала и вносили по 360 руб. за рекрута. Одновременно она разделила все городское население на шесть разрядов. Первый составляли «настоящие городовые обыватели», владевшие в городе домами или землей: дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы трех гильдий, к третьему — цеховые ремесленники, к четвертому — постоянно жившие в городе иностранцы. Крупные купцы-оптовики, банкиры, судовладельцы, а также ученые и лица творческих профессий составили пятый разряд — именитых граждан. Остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся», вошли в шестой разряд. Третий и шестой разряды составили сословие мещан (от украинского слова «место» — город). Именитые граждане и купцы первой и второй гильдий были освобождены от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей. Все шесть разрядов (в их состав не вошли жившие в городе крестьяне) составляли «градское общество», которое избирало городского голову, членов магистрата и гласных (депутатов) общей градской думы. Общая градская дума избирала шестигласную (из шести гласных — по одному от каждого разряда горожан) думу — исполнительный орган управления. Жалованная грамота городам впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы «городовых обывателей». В 1764 г. проведена секуляризация церковных имуществ. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Церкви лишились 2 млн крестьян обоего пола - их содержанием ведала Коллегия экономии, и они превратились в экономических крестьян, близких по правам и обязанностям к государственным. В результате секуляризации увеличились доходы казны (более 600 тыс. рублей в год). Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества. Сенат, выродившийся в громоздкое и неповоротливое учреждение, неспособное не только при необходимости заменять монарха (как замышлял Петр I), но и решать текущие вопросы. В 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Сенат фактически стал Высшим судебным органом. В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Последний гетман Г. Разумовский был отправлен в отставку, его место занял генерал-губернатор. Автономия Украины была ликвидирована. В 1775 году была ликвидирована и Запорожская Сечь, казацких старшин или выслали, или ублажили землями и офицерскими чинами. Рядовые казаки образовали Черноморское казачье войско, которое в 1791 г. переселилось на Кубань. На Дону (1775) ввели Войсковое гражданское правительство типа губернской администрации. Екатерина II придавала огромное значение образования в жизни страны. По плану директора Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса. В 1782 – 86 гг. была проведена школьная реформа: в уездных и губернских городах учреждались народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. 1782 – полицейская реформа (контроль полицейский и церковный за населением. В 1769г. для поддержания дворян и купцов были введены Дворянский и Купеческий банки. Недостаток средств заставил правительство прибегнуть в 1769 г. к выпуску бумажных денег — ассигнаций. Бумажный рублю оценивался в 70 коп. серебром. С этого времени в России существовали две денежные единицы — рубль серебром и рубль ассигнациями. Россия также обратилась к внешним займам. И все же ее реформы остались незавершенными. Непреодолимым препятствием явилось крепостное право. Оно сдерживало возникновение сильного «третьего сословия», резко поднимало дворян над остальным населением, исключало крестьян из сословной структуры. Но уничтожить его Екатерина II была не в силах. Документ. «НАКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II КОМИССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТА НОВОГО УЛОЖЕНИЯ» Глава II 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать сходно с пространством толь великаго государства. 11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно. 12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим. 13. Какой предлог самодержавного правление? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность; но чтобы действия их направить к получению самаго большаго ото всех добра. 15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя. 16. Но от сея славы происходит в народе единоначалием управляемом разумом вольности, который в державах сих может произвести столько же великих дел, и столько споспешествовать благополучию подданных, как и самая вольность. <...> 19. <...> Государь есть источник всякия государственныя и гражданския власти».

 

Новости
  • Prev
Пятого декабря 2019 года на территории Городского округа Подольск в учреждениях образования, Домах культуры, музеях и
Видеоролики Плакаты Грипп остается одним из самых тяжелых вирусных заболеваний, которое передается
С 1 января 2019 года в 4х субъектах РФ, в том числе в Московской области, стартовал эксперимент по применению
Информационные буклеты по тематике «Содержание территории образовательной организации».
  МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ БЫЛА ОБРАЗОВАНА В XVIII ВЕКЕ ПО ПРИКАЗУ ПЕТРА I, РОВНО 90 ЛЕТ НАЗАД ОНА СТАЛА НАЗЫВАТЬСЯ

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика