f Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ СОШ №19
. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОУ СОШ № 19

от 01 сентября 2016 г. N 291/1

 

 

Положение

об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

в МОУ СОШ №19

  1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение  (далее – Положение) определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ СОШ № 19 (далее – ОО).

1.2.Положение разработано в соответствии с:

  • Конституцией Российской Федерации,
  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст. 5,
  • Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
    • Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом

Президента РФ от 01.06.2012 № 761), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»,

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015,
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
  • Приказом  Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1.3.В Положении используются следующие понятия:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

1.4.Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

1.5.Задачи инклюзивного образования:

  • создание эффективной системы психолого-­педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ «СОШ с. Кривандино» с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
  • освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.

1.5.Внедрение инклюзивного образования в ОО осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно - методическую базу обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Организация инклюзивного обучения

2.1.Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:

  • посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися);
  • посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.

2.2.По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: 

  • полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают школу наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности;
  • частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической комиссии;
  • точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

2.3. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе являются:

  • создание адаптивной среды: создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц;
  • повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
  • создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ;
  • особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
  • готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии.

2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в ОО для обученияпо адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

2.6.Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

2.7.Решение о создании в ОО классов (групп) инклюзивного образования принимается Учредителем  на основании ходатайства руководителя ОО.

Ходатайство ОО должно содержать:

  • список обучающихся для зачисления в класс (группу) инклюзивного образования;
  • копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по адаптированной образовательной программе в условиях инклюзивного образования (в отдельном классе (группе), либо совместно с другими обучающимися без ограничений в здоровье);
  • копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого ребенка;
  • подтверждение наличия в ОО специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого ребенка.

2.7.Сведения об организации инклюзивного образования в ОО ежегодно передаются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.

2.8.Этапы реализации инклюзивного образования в ОО:

2.8.1.Предварительный этап:

  • предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей (законных представителей);
  • определение модели инклюзивного образования;
  • определение учителя (воспитателя) и класса (группы), в который (ую) зачисляется обучающийся с ОВЗ;
  • определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов – привлечение дополнительных ресурсов);
  • заключение договора с родителями (законными представителями) и зачисление  обучающегося с ОВЗ в ОО;
  • разработка адаптированной образовательной программы.

2.8.2.Диагностический этап:

  • устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме;
  • организация диагностической работы учителя (воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ;
  • по истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета;
  • в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума руководитель школы информирует о принятом решении родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ;
  • вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

2.8.3.Основной этап:

  • корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
  • реализация адаптированной образовательной программы;
  • мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.

III. Организация образовательной деятельности при инклюзии

3.1.Общая наполняемость класса (группы) и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельном классе (группе) для детей с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.  

3.2.Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее – ИПРА).

3.3.Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

3.4.При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3.5.Адаптированная образовательная программа ОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

3.6.Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в школе могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

3.6.1.Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.

3.6.2.Программа коррекционной работы должна содержать:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ОО и освоение ими основной образовательной программы общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей;
  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации образовательных программ;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательной организации;
  • планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).

3.7.С учетом психофизиологических особенностей обучающегося с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации.

3.7.1.Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим Советом ОО. Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости сопровождается поддержкой ассистента (тьютора) ОО.

3.7.2.В индивидуальный учебный план при необходимости включается коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями с учетом первичного нарушения и особых образовательных потребностей.

3.8.Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.

3.9.Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется ОО самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.

3.10.Адаптированные образовательные программы реализуются ОО как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.

3.11.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом ОО.

3.12.Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

3.13.Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.

 

4. Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

4.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.

4.2.Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются ОО самостоятельно.

4.3. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной.

Государственная итоговая аттестация выпускников ОО, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.

Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством.

4.6. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, получают аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

4.7.Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.

 

5. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в форме инклюзивного образования

5.1. Диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в ОО осуществляется психолого – медико-педагогический консилиум (далее – ПМП(к)).

5.2. Специалисты ПМП(к):

  • осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
  • определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии;
  • проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками ОО, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной организации;
  • разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;
  • отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК;
  • организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии;
  • осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии;
  • согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.

5.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях ОО осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель, ассистент (тьютор).

5.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМП(к).

5.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание ОО ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи, ПМПК.

6. Методическая поддержка

6.1.Методическое обеспечение, консультационное сопровождение, общую координацию деятельности образовательного учреждения в организации инклюзивного образования оказывает муниципальный орган управления в сфере образования.

 

 

 

Новости
Продуктовый набор "Школьный обед на дом" на период дистанционного обучения с 13.04.2020 - 30.04.2020 Перечень
Уважаемые родители! По пятницам в 14.00 на платформе ZOOM проходит ЧАС ДИРЕКТОРА!
Уважаемые обучающиеся и родители! В МОУ СОШ № 19 с 06 апреля 2020 года стартует 4 четверть, формат обучения -
Уважаемые родители! На основании Приказа министра образования Московской области от 17.03.2020 № ПР-332 «О внесении
  • Prev

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика