f Историческое наследие : «Сестра милосердия, медсестра, сандружинница....»
. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области

Комитет по образованию

Администрация города Подольска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Секция: историческое наследие.

Тема:  «Сестра милосердия, медсестра, сандружинница....»

Автор:

Долгов Евгений, 7 б класс

г. Подольск,

2014 год

Аннотация

Цель работы:

  1. узнать значение термина «сестра милосердия», «медицинская сестра», историю его возникновения;
  2. познакомиться с характерными особенностями профессии «медицинская сестра»;
  3. изучить имеющуюся доступную литературу по данной теме;
  4. выяснить, как знание об истории сестринского дела поможет в выборе дальнейшего образовательного пути.

Методы работы:

  • подбор материала;
  • интервьюирование;
  • работа с научной и художественной литературой.

Выводы:

  1. Как специальность сестринское дело сформировалось в середине XIX в., почти одновременно в России и на Западе, а к концу XX в. в США и других странах достигла расцвета.
  2. В России профессия медицинской сестры стала одной из самых низкооплачиваемых и непрестижных специальностей.
  3. Знакомство с историей развития сестринского дела обращает нас уникальной профессией, с факторами, которые влияли и влияют на развитие и становление сестринского дела во всём мире и в нашей стране.
  4. Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
  5. Потребность в сестринском уходе универсальна. Человек нуждается в ней от рождения до смерти. Оказывая помощь пациенту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его этическим ценностям, обычаям и духовным убеждениям.

 

Не забыть вас, блондинок, смуглянок,

Боевых медицинских сестер.

На каленых войны перекрестках,

На полях, где горела броня,

Это вы, медицинские сестры,

Выносили солдат из огня.

 

Е. Старшинов

 

Вместо предисловия

У меня, мои дедушка и бабушка врачи. Они хотели бы, чтобы я тоже стал доктором. Мы часто беседуем на эту тему, и я стал задумываться, каким должен быть настоящий врач. Милосердие, терпение и сострадание — обязательные качества человека в белом халате.

Знакомясь с  историей  медицины, я узнал  фамилии великих врачей: Гиппократа, Ибн-Сины, Пирогова, Боткина, Склифосовского и многих других, а также историю развития многих медицинских наук. Однако, мало где сказано о роли медицинских сестёр, фельдшеров, акушерок.
           Когда и как появилось сестринское дело как понятие и как практическая деятельность по уходу за больными? Кто и когда первым обозначил понятия «сестра милосердия», «медицинская сестра»? Каковы  принципы работы медсестры? В чем значение этой профессии для современной медицинской деятельности?

  1. Происхождение термина «сестра милосердия»

В большинстве зарубежных стран история сестринского дела насчитывает уже несколько веков. По – английски медсестра - «nurse», это слово происходит от глагола «to nurse», переводимого как «присматривать (за кем-то, чем-то), заботиться, ухаживать, обеспечивать лечебный уход в случае нездоровья». Существительное «nurse» в английском языке не имеет рода (как, например, врач), хотя на русский язык оно переводится, как слово женского рода «медицинская сестра».

В XI веке во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и другие) были созданы общины женщин и девиц для ухода за больными. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская  на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала. В 1235 г. она была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община елизаветинок. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное — и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи. Подобной деятельностью занималась и община «иоаниток», члены которой проявили особую самоотверженность в Париже во время эпидемии чумы 1348 г. В ведении сестер - «госпитальерок» находились крупные госпитали — Святого Людовика в Париже, а также в других городах Франции.

В 1617 г. во Франции священник Винсент Поль  организовал первую общину сестер милосердия и поставил во главе ее Луизу  де Мариллак,  которая в 1641 г. создала школу по обучению сестер милосердия и сиделок. Поль впервые предложил словосочетания «сестра мило­сердия», «старшая сестра» и указал, что община должна состоять из вдов и девиц, которые не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов. Подобные институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах. К середине XIX века в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.

 

  1. Появление профессии «медицинская сестра»

Первой профессиональной медицинской сестрой является Флоренс Найтингейл. Флоренс родилась в 1820 году в Англии,  получила достаточно всестороннее образование, которое тогда получали только мужчины. Современники Флоренс Найтингейл отмечали, что она была талантливой личностью и свои способности могла реализовать их в самых различных сферах деятельности, но ее выбором стала медицина. Вместо замужества и материнства девушка озаботилась идеей помощи беднякам и решила ехать во Францию, чтобы обучаться медицинскому делу — в школу по обучению сестер милосердия,  созданную священником Полем. Друзья были в недоумении, родственники в ужасе, но даже лишение отцовского наследства не остановило ее. Это была "одна, но пламенная страсть" и ей Флоренс посвятила всю свою жизнь. Ухаживая за больными во французской общине кюре Винсента Поля, она создала свой метод ухода за больными — поддерживать в палатах чистоту, своевременно и качественно ухаживать за пациентами и придерживаться определенного режима в питании.

Очень скоро большинство ее больных стали выздоравливать, а смертность в общине снизилась почти в два раза. О ней стали писать газеты и не только французские, но и английские. Так слава о Найтингейл достигла ее родины, где когда-то никто не понял ее благородных стремлений.

В октябре 1854 г. в период Крымской войны Флоренс Найтингейл вместе с 38 помощницами отправилась в полевые госпитали сначала в Скутари (Турция), а затем в Крым. Взору сестер милосердия предстала жуткая картина: госпиталь был переполнен, завшивленные раненые и больные лежали в коридорах на соломе среди нечистот, по полу бегали крысы, не хватало самого необходимого — лекарств, белья, продовольствия и топлива.

Появление в госпитале женщин было воспринято врачами с неприязнью. Первое время им даже запрещали входить в палаты и поручали самую грязную работу и самых безнадежных больных. Однако Флоренс Найтингейл удалось доказать, что раненые нуждаются в постоянном грамотном уходе после медицинских вмешательств. Флоренс считала, что дело сестер милосердия — спасать раненых не только физически, но и духовно: заботиться об их досуге, организовывать читальни и помогать наладить переписку с родными. По ночам она обходила раненых со светильником в руке, за что была прозвана Леди с лампой.

Последовательно проводя в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными, она добилась поразительных результатов. Флоренс Найтингейл так организовала работу госпиталя, что смертность в нем снизилась с 49 до 2 %. Именно она увеличила в госпиталях число палат, чтобы ликвидировать скученность раненых, организовала кухни и прачечные. Тогда и сформировался устойчивый стереотип: медсестра — это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола. По возвращении в Англию в 1856 г. Флоренс Найтингейл было поручено реорганизовать армейскую медицинскую службу. При поддержке военного министра Найтингейл добилась того, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации; больничный персонал в обязательном порядке проходил необходимую подготовку; в больницах велась строгая статистическая обработка всей информации. Была организована военно-медицинская школа, в армии велась разъяснительная работа о важности профилактики болезней. В своей книге «Записки о госпиталях» мисс Найтингейл показала связь санитарной науки с организацией госпитального дела. Она решительно выступила против «коридорной системы» содержания больных, отстаивая необходимость внедрения павильонной системы.

Именно Флоренс Найтингейл создала систему подготовки кадров среднего и младшего медицинского персонала в Великобритании, в ее школе готовили управленческий и педагогический сестринский персонал, преподавали профессиональные медицинские сестры. В больницах управляли дипломированные медицинские сестры. Флоренс  считала, что сестринское дело, как профессия,  отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний.

Книгу Найтингейл «Как нужно ухаживать за больными» врачи того времени ценили очень высоко, считая ее выдающимся учебным пособием. Всю свою жизнь она отстаивала равные права всех людей по уход и лечение во время болезни и на достойную смерть. Английское правительство по достоинству оценило ее вклад в развитие медицинской помощи и в 1883 г. наградило Королевским Красным крестом. В 1907 г. Флоренс Найтингейл была награждена одним из высших британских орденов «За заслуги».

 Флоренс Найтингейл умерла 13 августа 1910 г. В 1912 г. Лига Международного Красного креста и Красного полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почетную и высшую награду для сестер милосердия во всем мире.

 Вскоре по ее модели стали открываться сестринские школы в США и инициатива в развитии сестринского дела постепенно сместилась из Европы в Америку. В США в 1886 г. было создано первое Общество медицинских сестер. Фактически оно стало первой в мире профессиональной сестринской организацией а в 1899 г. при активном участии медицинских сестер из США, Канады, Великобритании и Германии был создан Международный совет сестер, определяющий философию и политику в области сестринского дела в мире.

 

  1. Награды медицинским сестрам

В 1856 году была вычеканена медаль для раздачи сестрам Крестовоздвиженской общины в память милосердного служения их страждущей братии". Всего были награждены такой медалью 53 сестры милосердия: «Въ память милосердного служения страждущей братии».

Медалью с изображением Флоренс Найтингейл награждают за особые заслуги отличившихся медицинских сестер. На оборотной стороне медали латинская надпись по кругу гласит: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества» и по середине гравированная фамилия владельца. Медаль Флоренс Найтингейл была учреждена в 1912 году. К настоящему времени этой медалью награждено около 1000 человек, из них 46 российских медицинских сестер.

Официально Международный день медицинской сестры был учреждён в 1971 году.

 

  1. Женская медицинская деятельность в России

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Известно, что огромную роль по уходу за больными оказывали в православных монастырях с XVI веке, где создавались богадельни для прокаженных. Первая больница,  в которой лечили врачи, а обслуживали монахи, была построена в 1618 году при Троицком монастыре в Сергиевом посаде.

Петр I создаёт «Медицинскую коллегию», которая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. К середине 18 века женский уход за больными стал осуществляться в гражданских больницах.

В 1804 году попечителю Московского воспитательного дома было предложено построить рядом с больницей для бедных новый дом для вдов, чтобы некоторые из них за умеренную плату приняли на себя присмотр за больными.

В 1813 году при Петербургском вдовьем доме было принято решение употребить некоторое число вдов для работы в Мариинской больнице для бедных, а также для ухода за больными на дому. Дежурные вдовы должны были наблюдать за благоустройством в палатах, за порядком в раздаче больным пищи и лекарств, за чистотой и опрятностью больных, их постелей и белья, за поведением больных и посетителей.

Доктора и лекари должны были давать вдовам необходимые наставления по уходу за больными. «Сердобольные вдовы» должны были осваивать некоторые медицинские приёмы, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным. При большом поступлении раненных и больных лечебные учреждения не могли обходиться без вспомогательного женского труда и поэтому в 1818 году была создана государственная служба сиделок, которые обучались в больницах санитарно – гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах, которая до середины 19 века оставалась единственной формой профессионального участия женщин в уходе за больными в России.

В середине 19 века в Европе создавались общины сестёр и братьев милосердия. В России первая община сестёр милосердия была открыта в марте 1844 года, а только в 1873 году получила своё название «Свято – Троицкая». По уставу в общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 20 до 40 лет. Первый год работы был испытательным, где проверялись душевные и физические качества, необходимые для работы, который могли выдержать только сильные духом женщины. Врачи сестрам преподавали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию, рецептуру. Через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины. Со временем их стали приглашать в частные и государственные больницы, госпитали.

С 1845 по 1856 годы общину посещал Николай Иванович Пирогов, производивший в ней наиболее сложные операции и вскрытие тел умерших. Работая в общине, он высказал следующую мысль: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не сможет сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями неизменными и, так сказать, несвойственными мужчинам».
           В России рос спрос на деятельность сестёр милосердия и это способствовало созданию новых общин в других городах. Особенно остро проявился недостаток сестёр милосердия во время Крымской войны 1853 - 1856 гг. Пирогов предложил разделить сестёр на перевязочных, дежурных, аптекарей и сестёр - хозяек, разработав специальные инструкции для каждой из этих групп, что значительно повышало качество труда сестёр и их ответственность.

В целях поощрения и увековечения заслуг сестёр в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учреждён позолоченный крест, которым были награждены 158 сестёр. Именно в период Крымской войны русская женщина впервые вышла из сферы домашней жизни на поприще государственной службы, показав высокие деловые и нравственные качества. Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них — Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово и др. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской обители, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.

В Крымской войне прославилась медицинская сестра Екатерина Бакунина. Она родилась в богатой аристократической семье, но свою жизнь отдала больным и нуждающимся: работала в лазаретах как сиделка, участвовала наравне с Пироговым в сложных хирургических операциях. Бакунина лично сопровождала раненых при перевозке в госпитали. Эта женщина оказалась талантливым организатором. При транспортировке больных благодаря инициативе Бакуниной стали организовывать ночлег, кормить раненых горячей пищей. После войны Бакунина создала в Тверской губернии больницу для крестьян. Она считается основоположницей сельской медицины.

В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Этот год можно считать годом рождения профес­сии медицинской сестры в России.

К 1877 году в России насчитывалось около 300 дипломированных сестёр. Во время русско-турецкой войны 6 медицинских сестер были награждены серебряными медалями «За храбрость», и почти все сестры знаком отличия – Красного Креста. Все участницы войны получили медали, учреждённые в память о русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. В 18771878 годах во время русско-турецкой войны при Российском обществе Красного Креста был образован Комитет «Христианская помощь».

В 1882 году этот Комитет создал первую во всей всемирной системе Красного Креста общину сестёр милосердия, а через два года — курсы для их подготовки. Княгиня Наталья Шаховская с дочерьми Надеждой, Натальей и Верой, Екатерина Новосильцева, Прасковья Розен, княгиня Надежда Трубецкая и др. — вот неполный список представительниц известных российских династий, ставших сёстрами милосердия.

Всего к началу 1913 г. в России в 109 общинах работали 3442 сестры милосердия, а уже через год, к началу Первой мировой войны, только в госпиталях их насчитывалось около 20 тыс. В лазаретах Царского Села сестрами милосердия, после прохождения специального курса обучения и сдачи экзаменов, работали наряду со всеми и августейшие особы, супруга и две старшие дочери русского Государя: Императрица Александра Фёдоровна, Великая Княжна Ольга Николаевна, Великая Княжна Татьяна Николаевна. Государыня вместе с дочерьми сама ассистировала на операциях при извлечении пуль и ампутации конечностей, делала перевязки, организовывала госпитали, передвижные лазареты, санитарные поезда, комитеты для помощи беженцам и семьям воинов.

После Октябрьской революции 1917 года практически все центры подготовки сестёр милосердия подчинялись Главному управлению Российского Общества Красного Креста. 7 августа 1918 года совнарком РСФСР издал декрет, которым Советскому Красному Кресту были присвоены юридические права общественной организации.

В 1920 году были открыты школы для подготовки медицинских сестер. В октябре 1922 года на 1-й Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию были определены типы средних медицинских учебных заведений и основные профили подготовки медсестёр: сестра для лечебных учреждений, по охране материнства и младенчества, для социальной помощи. В 1926 году в Москве состоялась 2-я Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая подготовила реформу по унификации обучения среднего медицинского персонала. Все медицинские училища, школы, курсы были преобразованы в медицинские техникумы, в которых всем поступающим давалась единая общемедицинская подготовка с дальнейшей специализацией. Срок обучения медсестёр в них составлял 2,5 года. На смену определения «сестра милосердия» пришло другое – «медицинская сестра». В 1927 году утверждается Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определён.

Большой вклад в дело победы в Великой Отечественной войне внесли советские девушки: санинструкторы, сандружинницы, военфельдшеры. В 1941 – 1945 гг. выполняли свой патриотический долг 500000 средних медицинских работников. 70% раненных и больных воинов благодаря медицинской помощи были возвращены в строй, и в этом успехе значительная роль медицинских сестер. Они выносили раненых бойцов с поля боя, выхаживали их во фронтовых и тыловых госпиталях. В памяти народной навсегда сохранится образ девушки с санитарной сумкой, шагавшей по трудным дорогам войны. Она была всюду: на поле боя, в партизанской землянке, эвакогоспитале, в санитарном поезде, среди дымящихся руин городов.
       Двадцать шесть  советских сестёр милосердия –  в основном, фронтовичек,  были награждены Международным Комитетом Красного Креста медалью «Флоренс Найтингейл».
          В 1942 г. стал издаваться первый профессиональный журнал «Медицинская сестра».

 

  1. Сестринское образование в России

В середине 1950-х гг. открываются медицинские училища для специальной подготовки среднего медицинского персонала. Медицинская сестра рассматривалась как помощник врача, работающий под непосредственным контролем врача, выполняя все его назначения и не оспаривая их.

В 1965 году были созданы курсы повышения квалификации медицинских сестер. В том же году приказом МЗ СССР № 395 была утверждена должность главной медицинской сестры. В 1977 году  в  штатное расписание лечебных учреждений вводится должность старшей медицинской сестры. В 1983 г. была организована и проведена первая Всероссийская научно-практическая конференция, главной темой которой была теория сестринского дела.

Главное назначение сестринского дела заключается в оказании помощи пациенту. Дело выхаживания больных и страждущих, пройдя через разные этапы развития подвижничества, стало профессией. В настоящее время сестринское образование шагнуло на новую ступень развития. Введены новые уровни сестринского образования.

С 1991 года возникли медицинские колледжи и первые факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Их появление связано с введением трехуровнего сестринского образования, каждое из которых имеет профессиональную завершенность. В 1994 году создана Ассоциация медицинских сестёр России, принимающая активное участие в работе Международного Совета сестер. В 1994 г. были впервые написаны основные принципы сестринского дела, где были рассмотрены и сформулированы термины: «сестринский процесс», 2сестринский диагноз» «сестринская история болезни». В 1995 г. в России впервые открылся факультет высшего сестринского образования при Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

Высшей ступенью в образовании медсестер является Академическое сестринское образование, которое можно получить на факультетах высшего сестринского образования медицинских академий и университетов. Вместе с высшим образованием медицинская сестра получает квалификацию менеджера. Для факультета Высшего сестринского образования разработаны специальные учебные планы, включающие на ряду с известными совершенно новые дисциплины в области сестринского дела: теорию сестринского дела, менеджмент и лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, психологию управления, законодательство и экономику здравоохранения, педагогику и другие. Здравоохранение принимает в свои ряды новых специалистов сестринского звена, специалистов с более высоким уровнем знаний, способных решать

задачи, стоящие перед лечебными учреждениями.
          

  1. Профессиональное определение понятия «медсестра»

Медицинская сестра – представитель среднего медицинского персонала, специалист со средним медицинским образованием, помощник врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняющий врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс. Медсестра не только участвует в лечении, но и вносит в него очень важную часть, долю труда, без которой не может обойтись ни хирург, ни терапевт. Выполнение назначений врача, уход за тяжелобольными, проведение многих, иногда довольно сложных, манипуляций — все это является прямой обязанностью среднего медицинского персонала.

Медицинская сестра также участвует в обследовании больного, его подготовке к оперативным вмешательствам, наблюдает за больными. Все это предъявляет высокие требования не только к профессиональным, но и к морально-этическим качествам медицинской сестры, ее умению найти правильный контакт с больными и их родственниками. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны больному не меньше, а порой и больше, чем лекарственные препараты.

Медицинская сестра – это одна из самых гуманных профессий на нашей планете. Какая ещё профессия сможет вместить в себе столько высших духовных качеств как отзывчивость, сострадание, терпение, чуткость, внимание, сердечность, милосердие, заботу, доброту, которые должны быть обязательно закреплены образованностью и высоким профессионализмом.

Миссия медицинской сестры заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей их среды.

  1. Содержание сестринского дела

Содержание сестринского дела менялось на протяжении веков. В настоящее время существует множество определений этого понятия, каждое зависит от: конкретного исторического периода, социально-экономического уровня и географического положения страны, потребностей в сестринской помощи, количества медицинских сестёр и выполняемых ими обязанности, взглядов и опыта человека, которые объясняют значение этого термина.           

Первое научное определение специальности «Сестринское дело» дала Ф. Найтингейл в «Записках об уходе» (1859). Она считала, что сестринское дело - это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «Создать для пациента наилучшие условия для активации его собственных сил»: чистоту, свежий воздух, правильное питание. Найтингейл была твёрдо убеждена, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний».

Одно из определений сестринского дела принадлежит американской медицинской сестре, преподавателю и исследователю Вирджинии Хендерсон, которая в своей книге  «Основные принципы деятельности по уходу за пациентами»  утверждала, что уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью. Медицинская сестра   должна понимать, что центральной фигурой является пациент, а она призвана служить ему.

«Медицинская сестра - это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребёнку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружён в себя, чтобы говорить».
            На совещании национальных представителей Международного совета медицинских сестёр (Новая Зеландия, 1987) единогласно была принята такая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению социальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сёстрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность». На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (Голицыно, 1993) было дано следующее определение сестринского дела: «Сестринское дело как часть системы здравоохранения является наукой и искусством, направленным на решение существующих проблем со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды».

 

  1. Функции медицинской сестры

Из истории медицины известно, что пациенты нуждались и получали помощь и лечение задолго до того, как сестринское дело официально стало специальностью. До конца XIX в. на Западе и до 30-х годов XX в. в России члены семьи обычно самостоятельно выхаживали больных родственников, а больницы предназначались только для бедняков или людей со значительными умственными отклонениями. И сегодня семья - это по-прежнему наиболее доступная в мире «служба здравоохранения».
           В последнее время изменилось понятие о функциях медицинской сестры. Если раньше оно было ориентировано на уход за пациентами, то сейчас медицинская сестра совместно с другими специалистами считают главной задачей поддержание здоровья, предупреждение заболеваний, обеспечение максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. 

Функции медицинской сестры:
- осуществление сестринского ухода,

- обучение пациентов и их близких навыкам, связанным с сохранением и поддержанием здоровья на определённом уровне,

- исполнение медицинской сестрой как зависимой, так и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента,

-  исследовательская деятельность в области сестринской практики и последующее её изменение в соответствии с новыми научными фактами.

  1. Результаты анкетирования среди сверстников

Автор работы провел анкетирование среди учеников 7 «Б» класса с целью выяснить: какие знания имеют подростки о профессии «медсестра», каково отношение к людям данной профессии и нужна ли она вообще. Результаты анкетирования достаточно интересны и заставляют задуматься над проблемой нехватки медперсонала среднего звена в наших медучреждениях, а также позволяют сделать вывод об уважительном отношении к тем, кто посвятил себя сестринскому делу.

  1. Интервью с медицинскими работниками:

- с  медицинской сестрой Окружного военного клинического гспиталя - Кузнецовой Анной Михайловной:

В моей жизни также встречаются медсестры. Я хочу рассказать о медицинской сестре, которая работает в Окружном  военном клиническом госпитале в г. Подольске и с честью несет звание «Медицинский работник», поддерживая больных людей добрым словом, согревая их своей улыбкой. Это Кузнецова Анна Михайловна, которая родилась 22 декабря 1924 года в селе Тараканово Пермской области. В их семье было 13 детей, она родилась последней. Мама была домохозяйкой, а отец – прораб-строитель, который строил дома, мосты. В школу она пошла в г. Молотов (в настоящее время г. Пермь) и закончила 8 классов в 1941 году. Из девятого класса ее и всех ее одноклассников забрали работать на авиационный завод им. Сталина. Работая на заводе Аня ходила в военкомат, но на фронте нужны люди с нужной профессией. Аня   поступила в медицинское училище в октябре 1942 года:  все три года учащиеся, и она в том числе, днем - ходили на занятия, а вечером – дежурили в медсанбате и армейском госпитале. После окончания медицинского училища – год работала в детском доме, затем медицинской сестрой в поликлинике.  В 1967 году уехала в Германию – группа войск ГДР и работала в военном госпитале в течении четырех лет. В 1971 году вернулась домой, переехала жить в г. Подольск и устроилась работать в Подольский военный госпиталь в физиотерапевтическое отделение, где работает и по сей день. Я убежден, что у Анны Михайловны и у таких людей, как она, главной чертой является милосердие! Она считает, что медицинские работники, как никто другой должны понимать, что живые нуждаются в милосердии больше, чем мертвые, и вспоминает стихи Льва Ошанина о войне:

Смерть не хочет щадить красоты,

Ни веселых, ни злых, ни крылатых,

Но встают у нее на пути

Люди в белых халатах.

- с  медицинской сестрой МОУ СОШ № 19 — Мартиросян Еленой Тихоновной:

            В моей школе тоже есть медработник. Это медицинская сестра  Мартиросян Елена Тихоновна.  Она очень добрая и отзывчивая, всегда поможет, посовеьует. От этой женщины веет теплом и заботой. Родилась Елена Тихоновна 5 октября 1961 г. в г. Подольске.В детстве заболела и долго лежала в больнице. Уход и забота со стороны медперсонала помогли ей выьрать дальнейший путь: в 1978 году Елена Тихоновна закончила Калининский медицинский техникум и пришла работать медсестрой в Подольский Окружной  военный клинический госпиталь в  отделение интенсивной терапии, затем работала операционной сестрой в нейрохирургии и травматологии. Сейчас работает в школе № 19 и лечит детей. Елена Тихоновна считает, что медсестра в школе — это особая категория медрпботника: ведь нужно не только выполнять все процедуры, ставить прививки, следить за чистотой, но и просто быть как мама для детей, которые заболели, чувствуют себя плохо, с которыми нет рядом родителей

 

Использованная литература:

  1. П. Е. Заблудовский. История медицины. Москва, 1981.
  2. Ю. Ю. Елисеев. Справочник медицинской сестры. Москва, 2007.

3.С. А. Мухина, И. И. Тарковская. Теоретические основы сестринского дела. Часть I – II, Москва, 1996.

  1. Т. С. Сорокина. История медицины. Москва, 1994.

5.Сестринское дело, т. 1, /под ред. А.Ф. Краснова. СПб,  2000.

  1. ww.historymania.info/view_post.php?id=141
Новости
Продуктовый набор "Школьный обед на дом" на период дистанционного обучения с 13.04.2020 - 30.04.2020 Перечень
Уважаемые родители! По пятницам в 14.00 на платформе ZOOM проходит ЧАС ДИРЕКТОРА!
Уважаемые обучающиеся и родители! В МОУ СОШ № 19 с 06 апреля 2020 года стартует 4 четверть, формат обучения -
Уважаемые родители! На основании Приказа министра образования Московской области от 17.03.2020 № ПР-332 «О внесении
  • Prev

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика