f Историческое наследие : «Игры на Руси....»
. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области

Комитет по образованию

Администрация города Подольска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Секция: Историческое наследие.

Тема:  «Игры на Руси....»

Автор:

Харыбина Анастасия, 7 б класс

г. Подольск

2014 год

Аннотация

Цель работы:

  1. узнать значение термина «игра»;
  2. познакомиться с историей возникновения игр на Руси, классификацией игр;
  3. изучить имеющуюся доступную литературу по данной теме;
  4. выяснить, какое значение в жизни человека имеет игра.

Методы работы:

  • подбор материала;
  • интервьюирование;
  • работа с научной и художественной литературой.

Выводы:

  1. Появление игры непосредственно связано с трудовой и материальной деятельностью человека, послужило реальной основой для отражения жизненных процессов в играх детей. Многие проявления в культурной жизни и искусстве обязаны своим существованием игре, под влиянием которой формируются способности к творческому самовыражению.
  2. Игра — основной вид деятельности ребёнка, ситуация реальной жизни. Развитие фантазии, интуиции, изобретательности происходит в процессе игры.
  3. Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры – хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми. Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.
В игре да в дороге узнают людей

Пословица

Вместо предисловия

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир. Знакомясь с  историей  русского народа, я заинтересовалась происхождением игр на Руси.

 

  1. Происхождение термина «игра»

Термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости, удовольствии и положительных эмоциях.

Слова игра, играть (грать) – общеславянские. Причем в славянских языках можно не только играть в игры или играть музыку, но и – играть песни, играть пляски.
Праславянское *jbgra, *jьgrati родственно литовскому áikštytis "капризничать, шалить", латышскому aîkstîtiês "кричать, шуметь", литовскому áikštis "прихоть", древнеиндийскому ejati, ijati - "трогается, двигается", древнеисландскому eikinn "дикий, свирепый, сильный".,

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы заставляет  мыслить играющих. Игра, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает участникам возможность преодолеть стеснительность.

 

  1. История игр

Первые игры появились у животных, задолго до возникновения человека. Игры наиболее развиты у обезьян — они используют не только те игры, что связаны с определёнными ритуалами, например, брачный сезон, но и схожие с аналогичными играми людей.

Человечество играет с доисторических времён.  С развитием цивилизации игры делались всё сложнее и стали практически любой тематики — война, любовь, семья, история.

Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с материальной деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей. Многие проявления в культурной жизни и искусстве обязаны своим существованием игре, под влиянием которой формируются способности к творческому самовыражению. Развитие фантазии, интуиции, изобретательности, так необходимых в сфере науки и техники, также происходит в процессе игры.

Самым важным влиянием игры является социальная интеграция. И в этом отношении особенно важны спортивные игры как социальная форма организации совместной деятельности по достижению общей цели. Каждый  коллектив   играющих имеет свое распределение ролей и характер 

взаимоотношений между участниками.

  1. Роль игры в жизни человека

Игра — основной вид деятельности ребёнка.

Игра - небольшая ситуация, которая похожа на  драматическое произведение, где есть  со своим сюжет, конфликт и действующие лица. В игре ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. В игре обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребенок немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение включает в себя не только речь, но и жест, мимику и т.д. и  является обязательным в игре.        Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа. В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.  Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
           
Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.
              Детские игры – полны смеха, радости и движения.

      

  1. Предыгровые моменты

Зазывалка - метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий 

потенциальных участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя  показать….
Или:
Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
           

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

 

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку.

Считалки - короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для

распределения ролей в игре:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять

Вышел красный месяц

А за ним – луна, поводи одна.

Шесть, семь, восемь, девять, десять

Царь решил меня повесить

А царица не дала

И повесила царя.

 

Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам.

Считалки могут начинаться как загадки:

Сидела баба на пече, на каленом кирпиче,

Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
Или как сказки:
Жили-были два гуся….

Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” – это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

 

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:

Мати, мати,

Что вам дати?
и спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня – сивого

Или златогривого?
Или:
За печкой заблудился

Или в стакане утопился? И т.д.

Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд – своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).

 

  1. Классификация игр

Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

  • игры, отражающие отношения человека и природы;
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;
  • игры по религиозно-культовым мотивам;
  • игры на находчивость, быстроту и координацию;
  • игры на силу и ловкость;
  • военные игры.
         

Деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из народных игр подходят сразу к нескольким категориям, но в каждую из этих люди  могут вполне поиграть и сейчас. Они просты,  понятны  и  не  требуют  специфических  навыков,  специальной  подготовки  и  какого-либо

инвентаря, за исключением самого простейшего.

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.

Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники – медведь, волк, лисица – главные действующие лица.

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:

Своеобразные диалоги - приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственно своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Игры на находчивость, быстроту и координацию          

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.

Игры на силу и ловкость

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.

В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей. На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

      

  1. Популярные игры на Руси

Игра в мельницу - одна из древнейших игр,  была известна на Руси с X века и распространена в течение всего средневековья. Игра в мельницу представлена в археологическом материале находками игральных досок. Однако чаще всего это не специально подготовленные доски, а игровые поля, расчерченные на любой поверхности - на корабельной доске, на днищах бочек, на каменных плитах и т.д. Самое раннее изображение игрового поля для игры обнаружено в X веке в Ладоге на корабельной доске. Больше всего досок было найдено в Новгороде. Также их можно встретить при раскопках других городов – Пскова, Старой Рязани. Аналогичные геометрические фигуры выбиты на пограничном камне в районе Бежецка и на каменной плите, находящейся рядом с Изборском городищем, известной под названием «камень Трувера». Хотя средневековые правила игры не сохранились, но по аналогии с этнографическими материалами и современными правилами игры в «мельницу» устанавливается, что играть в неё могли два человека, которые должны были построить «мельницу», то есть выстроить игровые фигуры на поле в определенном порядке. За каждую «построенную мельницу» игрок имеет право снять с доски одну шашку противника. Выигравшим считается тот, кто первым ликвидирует все фигуры противника или лишит их хода.

Горелки - для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад.

После кто-то один или все вместе начинают приговаривать:

"Гори, гори ясно!

Чтобы не погасло.

Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки). 

После этого водящий смотрим в небо. Затем задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости

у игроков.

         Прятки  - очень популярная детская игра всех времён и народов. Для начала игры определяется водящий при помощи считалок. Далее водящий становится лицом к стене или к дереву, закрывает глаза и начинает считать до пятидесяти громко вслух.

Когда закончит считать, громко кричит:

"Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Кто не спрятался - я не виноват!"

После этого идёт искать спрятавшихся, но не уходя далеко от того места где считал. Если кого-то заметил нужно сразу бежать к месту и "застукивать", называя имя найденного. Спрятавшиеся должны вовремя заметить, что его нашли или что водящий отвлекся-отвернулся, и попытаться добежать к стене первым. Тот, кто успевает раньше водящего (кричит "Тука-тука, длинная рука!") считается "незастукаленным" и ждет, пока найдут остальных. Кого "застукалили" первым - становится водящим в следующей игре. Те, кого застукали раньше, иногда развлекались и помогали оставшимся в укрытиях, громко крича: "Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор" - это означает, что сейчас неудачный момент для того чтобы попытаться выскочить и "застукалиться". Еще могли кричать: "Пила-пила, лети как стрела" - это означало, что водящий ушел далеко в сторону и спрятавшийся может успеть "застукалиться", если прямо сейчас выбежит из укрытия.

 Вот моя корзина - садятся в кружок, где кому вздумается, и потом передают из рук в руки корзину. Позволяется встать и передать ее через несколько соседей, но, во всяком случае, поднося ему, сказать:

«Вот моя корзина!

Что хотите, то положите».

Кто не ответит скоро, что положил в нее, с того фант. Получившая корзину может передать ее соседу или, встав, вручить другому, вовсе не ожидавшему и не готовому с ответом. Таким образом

продолжается игра.

Немой концерт - избирается знающий музыку, который рассаживает находящихся в игре по местам. Каждой особе он дает инструмент: скрипку, бас, виолончель, флейту, кларнет, гобой, трубу, барабан и т. п. Составляющий концерт становится посредине и начинает играть на каком-нибудь инструменте, что ему придет в голову. Все остальные музыканты не должны играть, а выделывать только своими движениями все его пассажи, расстановку и пр. Кто сделает ошибку или не выполнит,

что надобно, тот взыскивается фантом.

Осужденный - среди играющих назначают кого-либо осужденным и сажают в углу комнаты на скамейке. Другой из играющих, мужчина или девушка, тихо начинает расспрашивать сидящих в кругу, какие кто знает за ним преступления?

Собрав ответы, он объявляет осужденному.

«На вас поступило весьма много жалоб;

одна прекрасная особа говорит, что вы очень страстны;

другая, что вы изменник;

третья, что вы влюбляетесь во всех женщин.

Некто сказал, что вы играете сердцем, которое любит вас нежно» и т. п.

Осужденный должен опровергнуть жалобы и указать ту особу, которая обнесла его невинно. Когда он не укажет особу, тогда остается еще осужденным. Игра начинается вновь и до тех пор продолжается, пока осужденный не узнает своего обвинителя.

   Птичий охотник - каждому из играющих отдается на волю быть птицею, какою ему угодно. Охотник птичий, избранный из того же самого круга, подходит к каждой особе и выслушивает название птицы. Собрав все названия, охотник останавливается посредине и говорит: «В моем саду имеются птицы разных пород, а именно:

попугай, ворона, сова, голубь, сорока» и т. д.

Потом он подходит к кому-нибудь и делает три вопроса:

«Которой птичке вручаете свое сердце?

Которой доверяете свою тайну?

Которой намерены ощипать перья?»

Спрошенная особа должна отвечать на всякий вопрос:

«Вручаю сердце голубке, тайну сове, а ощипать перья попугаю».

Когда охотник обойдет по порядку весь круг со своими вопросами, тогда он объявляет ответы, назвав каждую особу: такой-то поручил свое сердце голубке, которая есть девица такая-то; но что вы в самом деле вручили ей свое сердце, должны нас уверить тем, когда поцелуете ее. Такой-то доверил свою тайну сове, которая есть такая-то, а ощипать перья попугаю, который есть такая-то дама; но так как с прекрасным полом нельзя поступать так жестоко, то вы наказаны фантом.

Должно  заметить,  что  кто  сам  себе  поручит  сердце,  тот целует в наказание свою руку; кто

доверяет тайну самому себе, тот должен ее хранить при себе.    

Казаки - разбойники - участники делятся на казаков и разбойников. Казаки должны поймать всех разбойников (они дотрагиваются до разбойников и говорят: «красная печать никому не убегать»). У казаков есть штаб. Разбойники должны придумать два пароля или больше. Один правильный, а остальные не правильные. Задача разбойников захватить штаб казаков, но казаки их ловят. Разбойники могут подбегать друг к другу и говорить «зелёная печать можно убегать» тем самым они освобождают другого разбойника. Разбойники могут захватить штаб только вместе и во время игры. Ни одни, ни другие не имеют права ходить по отдельности. Казаки не имеют права ходить возле штаба туда-сюда. Казаки, после того как поймали разбойников, будут их пытать. Разбойники могут терпеть, но когда им надоест терпеть, они говорят любой пароль, и казаки определяют правильный он или нет. Если они угадали, то казаки побеждают; если нет, то разбойники могут убежать и захватить штаб, тем самым они побеждают.

 

  1. Как это происходит в наше время? 

            В 21-ом веке люди стали забывать многие игры. Из тех игр, которые перешли к нам от предков, особо любимы и взрослым и детям катание с гор на санях (Великокняжеские дети имели в Кремлевском дворце свои горы, Все любят кататься зимой с ледяных гор, а летом с деревянных. Горы – чисто русская забава); лепка снежной бабы; игры на военную тематику.

                Военная тематика не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.  В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей. 

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек: кулачный бой, снежки, палочный бой, казаки - разбойники, взятие крепости. Эти игры практически не претерпели изменений. Они и по сей день являются популярными среди многих людей.
            Сейчас Интернет заменяет живое общение игроков: можно в виртуальной среде завести друзей и соперников  по игре,  выбрать себе псевдоним и через игру обладать сверхчеловеческими способностями. К сожалению, за экраном компьютера иы забываем о живом общении, эмоциях и чувстве поддержки от друга. Не слышно по вечерам детких криков во дворе: «Тай — тай, налетай!» Детвора либо посещает дополнительные занятия, кружки, либо сидит по домам за экранами мониторов.

            При сборе материала для данной работы автор провела анкетирование среди своих одноклассников по теме «Игра в нашей жизни».

                   Результаты анкеты  представлены в диаграмме. Можно сделать вывод, что в жизни  подростков игра занимает важное место, но это, в основном, игры компьютерные, связанные с сидячим образом жизни.  Старинных игр мои одноклассники знают немного, познакомились с ними в школе на занятиях или в лагере во  время отдыха. Взрослые часто вспоминают детство и рассказывают про то, в какие игры играли они, но иногда любят посидеть за компьютером.

 

  • любите ли вы играть?
  • какие игры вы предпочитаете: настольные  или подвижные?
  • знаете ли вы старинные игры?
  • подумайте, чему можно научиться в игре?
  • как ваши родители относятся к игре?

 

Использованная литература:

 

  1. И. Е. Берлянд  Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992 г.
  2. «Древняя Русь. Быт и культура» под редакцией Б.А. Рыбакова, М., 1981 г.
  3. А. А. Таран, «Русские народные игры и их классификация». М,1985 г.
  4. Игры и забавы на Руси: https://rosnarod.ru/main/kulturnoe-nasledie/narodnye-igry/igry-i-zabavy-na-rusi.html

 

 

Новости
Продуктовый набор "Школьный обед на дом" на период дистанционного обучения с 13.04.2020 - 30.04.2020 Перечень
Уважаемые родители! По пятницам в 14.00 на платформе ZOOM проходит ЧАС ДИРЕКТОРА!
Уважаемые обучающиеся и родители! В МОУ СОШ № 19 с 06 апреля 2020 года стартует 4 четверть, формат обучения -
Уважаемые родители! На основании Приказа министра образования Московской области от 17.03.2020 № ПР-332 «О внесении
  • Prev

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика