. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
городского округа Подольск Московской области
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Автор: Имбер Жанна Борисовна, код - SC-3875
Тема. «Забавники» средних веков.
Курс истории – Всеобщая история.
Класс – 10.
Продолжительность: двухчасовое занятие.
Место в курсе – данный урок проводится в рамках блока «Средневековье» для учащихся 10 класса.
Актуальность – интерес подростков к современной эстрадной «попсе» позволяет использовать данные материалы для знакомства с историей возникновения ярмарочных певцов и фокусников, «популярных куплетистов» и шансонье, «премьеров» и «прим» опереточно-водевильного жанра современной эстрады.

Цели: 1. образовательные: - познакомить с жизнью и занятиями странствующих актеров, - показать место искусства бродячих актеров в культуре Западной и Центральной Европы, 2. развитие общеучебных умений и навыков: - работы с историческими источниками, - самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, - проводить поиск информации в источниках различного типа, - оценивания полученной информации, 3. воспитывать у учащихся чувство прекрасного, уважение к явлениям культуры прошлого. Урок – изучения нового материала. Используемая технология – групповой способ обучения. Использованная литература: - учебник «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века». В, И. Уколова, - А. В. Ревякин. 10 класс, М., Просвещение, 2006. - Валерия Ярхо «Забавники» средних веков. Газета «Первое сентября» № 8, 2005. - Энциклопедия Всемирная история, т. 1, М., Аванта +, 2001. Оборудование: раздаточный материал, телевизор, видеофрагмент мультфильма «Бременские музыканты», мультимедийный проектор. Опережающее задание к уроку: самостоятельно познакомиться с материалом учебника по Всеобщей истории для 10 класса параграф 9. План урока: 1. «Попса» средневекового общества, 2. где и как работали «бременские музыканты», 3. развлечения обитателей замков, 4. шпионы в обличье жонглеров, 5. «бандиты с большой дороги». Основные понятия: трубадур, трувер, жонглер. Ход урока. 1. Оргмоменет. 2. Актуализация знаний по теме: «Культура Западной и Центральной Европы»: - Фронтальный опрос: А. как человек в начале средних веков представлял себе окружающий мир? Б. чем обучение в средневековой монастырской школе отличалось от обучения в современной школе? В. чем средневековые книги отличались от современных? Г. каковы темы литературных произведений средневековых авторов? Д. что представлял собой театр в средние века? 3. Переход к новой теме: Культура раннего средневековья – сложный процесс соединения различных традиций. Влияние средневековой культуры прослеживается и сейчас. В частности, музыкальные традиции современной эстрады уходят корнями в далекие средние века, к «забавникам» средневековья. 4. Тема. Цели. План урока. 5. Изучение нового материала (на основе групповой работы): Каждая группа получает задание, дополнительные материалы (научно – популярные статьи, иллюстрации) и работает с использованием компьютера. - Условия работы групп: А.знакомство с заданием, Б.работа в группе с дополнительным материалом, В. выступления групп. - Варианты заданий для групп: № I. А. внимательно изучите отрывок статьи: 1. «Играешь ты, братец, плохо, поёшь того хуже, а ведь помимо игры на разных инструментах ты должен ещё и вертеть на двух ножах мяч, показывать марионетки, плясать, бегать по канату, немного колдовать. Ещё лучше, если ты будешь иметь при себе обезьяну или ещё какое-нибудь животное, которое бы ты умел дрессировкой научить разным забавным штукам» — это наставление провансальского трубадура сопровождавшему его жонглёру сочинено было не то в XI, не то в XII в. Можно сказать — это первая «инструкция по культурно-массовой работе с населением», доставшаяся нам в наследие от Средних веков. Из неё видно, что от жонглёра требовался удивительный универсализм, да и само слово «жонглёр» на старофранцузском языке означало «игрец», «забавник», по-нынешнему говоря — «развлекатель широкого профиля». Церковь их порицала за легкомыслие, хотя и терпела как лиц, «воспевающих подвиги князей и жития святых, доставляя тем утешения людям в их скорбях». Однако кроме этих достойных песен жонглёры распевали «любовную лирику» и шуточный репертуар, состоявшие из таких куплетов, которые сегодня не решится исполнить ни один даже самый скандально известный певец. Горожанам и селянам, собиравшимся на площадях послушать бродячих певцов и музыкантов, нравились песни либо «зажигательные», либо «трогательные», лишь бы поэтические образы были просты и конкретны. Зная, чем нужно тронуть публику, чтобы её распотешить, жонглёры так выбирали тематику своих песен, что, отработав своё, получали простую еду, кувшин винца, ночлег, а часто и жаркие объятия какой-нибудь вдовушки, томящейся одиночеством. Но это — будни жонглёров, так сказать, поиск ежедневного пропитания». Б. подготовьте ответы на вопросы к источнику: 1. как называется документ? 2. к какому типу источников он относится? 3.в каком веке написан этот документ? 4.за что терпела и за что порицала церковь деятельность жонглеров? 5.каков репертуар выступлений у жонглеров? 6. какие части текста показывают отношение горожан и селян к бродячим актерам? 7. предположите, какими источниками пользовался автор для написания статьи? Были ли среди них мемуары бродячих актеров, записки деятелей церкви? Свое мнение аргументируйте. 8. с какой целью автор включил в свой рассказ наставление провансальского трубадура? Какие идеи он хотел донести до читателей? 9. как автор статьи относится к жонглерам? В тексте найдите характерные слова и выражения. Попробуйте объяснить, почему у автора сложилось такое отношение к жонглерам? 10. что нового помог вам документ узнать о жизни жонглеров? В. выполните задания к тексту: 1. перечислите «умения», которыми должен владеть средневековый жонглер, 2. составьте и напишите диалог между жонглером и городской публикой на городской площади. № II. А. внимательно изучите отрывок статьи: 2. «Основной же заработок они имели в замках богатых феодалов, когда там отмечался какой - нибудь праздник, устраивался рыцарский турнир, свадьба и т.д. Все подобные праздники и события жонглёры знали наперечёт и стремились их не пропускать, часто проделывая ускоренные марши на значительные расстояния. В таких случаях конкуренция была высока: собиралось много «собратьев по цеху». С «городским репертуаром» в замки аристократов соваться было нельзя: благородные господа после десерта желали чего-нибудь возвышенного. Именно поэтому жонглёры кооперировались с труверами и трубадурами — сочинителями стихов именно такого рода. Классический пример такого кооператива представлен в знаменитейшей сказке «Бременские музыканты»: трубадур выступал в королевском замке в сопровождении жонглёров-животных. (В качестве иллюстрации к тексту проводится показ фрагмента мультфильма «Бременские музыканты»). Трубадуры и труверы, жившие при дворах королей и знатных феодалов, часто и сами бывшие людьми состоятельными, могли себе позволить не выступать в поисках хлеба насущного, но во время праздников они должны были представить своё искусство, дабы подтвердить звание поэта и дать пищу молве о своём выдающемся таланте. Ведь кроме устного пересказа, иных способов прославить своё имя ещё не существовало. Сочинителям виршей о служении прекрасной даме, о рыцарских подвигах и грёзах любви для сопровождения их декламаций необходимы были закалённые выступлениями (при большом стечении слушателей) опытные музыканты-ремесленники. Нанявшись небольшой труппой к такому «поэтическому аристократу», жонглёры, помимо того, что аккомпанировали поэту, ещё и выступали у него «на разогреве публики», заполняя паузы своими трюками. В случае успеха они вознаграждались весьма щедро: гастролёрам дарили деньги, коней, одежду, припасы. Но бродягам всё шло не впрок! Дойдя до ближайшей придорожной гостиницы и остановившись там на несколько дней, они сполна вознаграждали себя за все лишения, устраивая колоссальный загул, во время которого спускали всё до нитки, после чего снова трогались в путь. Для того, чтобы обходиться в своих странствиях без поэтов, они покупали у них тексты сочинений. Это было очень выгодно всем участникам сделки: труверы и трубадуры, отдав жонглёрам свои стихи, как бы «запускали их в народ» — бродя по городам и весям, исполняя их сочинения, жонглёры умножали их славу. Исполнители же, получив «качественные стихи на возвышенные темы», освежали тем самым свой репертуар и отправлялись с ним уже не на городские площади потешать городскую чернь, а в самостоятельные турне по замкам, в которых могло и не быть никаких праздников, но были скучающие владельцы». Б. подготовьте ответы на вопросы к источнику: 1. как называется документ? 2. к какому типу источников он относится? 3.в каком веке написан этот документ? 4.в каких местах деятельность жонглеров имела наибольший успех и материальную выгоду? 5.какая связь существовала между жонглерами, труверами и трубадурами? Найдете подтверждение в тексте. 6. подтвердите текстом причину необходимости союза жонглеров и трубадуров. 7. предположите, какими источниками пользовался автор для написания статьи? Были ли среди них мемуары бродячих актеров, записки влиятельных владельцев замков? Свое мнение аргументируйте. 8. с какой целью автор в своем рассказе упоминает «Бременских музыкантов»? Какие идеи он хотел донести до читателей? 9. как автор статьи относится к жонглерам? В тексте найдите характерные слова и выражения. Попробуйте объяснить, почему у автора сложилось такое отношение к жонглерам? 10. что нового помог вам документ узнать о жизни жонглеров? Какое у вас сложилось мнение о них? В. выполните задания к тексту: 1. объясните слова из текста: трубадур, трувер, жонглер, выделите отличия и сходства в этих терминах, 2. составьте иерархическую лестницу цеха «творческой интеллигенции средних веков». На какой ступени вы расположите жонглеров, свой ответ аргументируйте. № III. А. внимательно изучите отрывок статьи: 3. «Хозяева поместий и благородные рыцари в промежутках между войнами и походами могли развеять скуку разве что охотой и прочими незатейливыми сельскими развлечениями, быстро надоедавшими. Поэтому когда у ворот замка скучающего синьора появлялся караван жонглёров, принимали их обычно охотно. Это часто становилось поводом созвать к себе в гости соседей, так же томившихся от однообразия. Выходило очень удачно: днём большая охота, вечером ужин из добытой дичи, вино из замковых подвалов, а во время пира, в зале, освещаемой факелами и светом огромного камина, — выступление гастролирующих жонглёров! Церемонные танцы под музыку тех же заезжих игрецов сменялись пением возвышенных стихов и баллад, после которых демонстрировались акробатические номера и дрессированные животные. Когда вино разжигало огонь в крови, жонглёров просили спеть чего - нибудь «посмешнее», и тут в ход шёл площадной репертуар. То - то было весело! Потом кто - нибудь из гостей приглашал труппу в свой замок, и вся компания переезжала к нему. Так и двигались они от замка к замку, пока не надоедали их песни и трюки. Иногда в такие труппы включались дамы - «жонглерессы». О, это были те ещё штучки! Через века до нас дошли сведения о том, что строгостью нравов они не отличались. Хорошенькая жонглересса становилась как бы живой иллюстрацией куплетов, горячивших кровь мужской половины зрителей. Канатная плясунья или фокусница, распевающая фривольные песенки, полные многообещающих намёков, акробатка, делающая сальто, мелькая обнажёнными руками и ногами, могла «завести» кого угодно, особенно если учесть, что то были времена, когда увидеть даже щиколотку красавицы было мудрено. Очень часто выступление жонглерессы заканчивалось «личным бенефисом» (после того, как гости удалялись) для избранных обитателей замка. Бродячие актрисы составляли заманчивый контраст и местным неуклюжим пейзанкам и добродетельно-возвышенным хозяйкам замков. Всё это придавало дополнительную остроту и пикантность гастролям забавников, приятно разнообразя пресноватую сельскую идиллию». Б. подготовьте ответы на вопросы к источнику: 1. как называется документ? 2. к какому типу источников он относится? 3.в каком веке написан этот документ? 4.почему жонглеры пользовались популярностью у владельцев замков? 5.какую функцию выполняли в труппах жонглерессы? 6. какие части текста показывают интерес обитателей замков к творчеству бродячих актеров? 7. предположите, какими источниками пользовался автор для написания статьи? Были ли среди них мемуары бродячих актеров, записки знатных феодалов? Свое мнение аргументируйте. 8. с какой целью автор так подробно остановился на деятельности жонглересс? Какие идеи он хотел донести до читателей? 9. как автор статьи относится к жонглерессам? В тексте найдите характерные слова и выражения. Попробуйте объяснить, почему у автора сложилось такое отношение к ним? 10. что нового помог вам документ узнать о жизни жонглеров? В. выполните задания к тексту: 1. сравните выступления средневековых жонглересс с современными эстрадными исполнительницами популярных песен, 2. составьте и напишите рассказ о празднике в замке феодала, на котором выступают жонглеры. № IV. А. внимательно изучите отрывок статьи: 4. «Туры по замкам часто прерывались войнами между многочисленными герцогствами, королевствами и княжествами. Когда рыцари со своими дружинами выступали в поход, жонглёрам ничего другого не оставалось, как только идти за ними следом. На бивуаках и при осадах крепостей они потешали воинов, которые вечером были не прочь поразвлечься, быть может, в последний раз, поэтому на пребывание в лагере бродячих певцов и музыкантов военачальники смотрели сквозь пальцы. В те времена за воинством обычно тащились целые обозы костоправов, лекарей, скупщиков добычи, продавцов вина и прочих товаров, целые толпы кормящийся крохами от военной удачи. Их, бродивших всюду (понятия «линия фронта» тогда не существовало), частенько использовали в роли шпионов. Жонглёры, желанные гости в любом месте, подходили для этого как нельзя лучше. Накануне нашествия врагов в ворота крепости или замка въезжали их яркие повозки. Жонглёры оставались в крепости, давали представление и оставались внутри стен, как бы застигнутые врасплох внезапной осадой. В условленный день и час они нападали на стражу у ворот крепости или, выведав самое слабое место обороны и тайком выбравшись наружу, сообщали о нём предводителям вражеского войска. А потом, после того как осаждающие врывались в крепость, они снова пели и плясали на канатах, прямо на площади, залитой ещё невысохшей кровью своих недавних слушателей. В случае же, если жонглёры оказывались в одной компании с осаждёнными, их, проныр и ловкачей, тайком посылали за подмогой. Более того, жонглёры, часто знавшие предводителей обеих противоборствующих сторон, использовались в качестве тайных послов и парламентеров. Говорят, что многие из этих забавников показывали себя неплохими воинами, ловко владевшими оружием». Б. подготовьте ответы на вопросы к источнику: 1. как называется документ? 2. к какому типу источников он относится? 3.в каком веке написан этот документ? 4.почему жонглеры не боялись сопровождать в военных походах владельцев замков? 5.какую функцию выполняли жонглеры во время ведения военных действий? 6. какие части текста характеризуют шпионскую деятельность бродячих актеров? 7. предположите, какими источниками пользовался автор для написания статьи? Были ли среди них мемуары бродячих актеров, записки знатных феодалов, военачальников? Свое мнение аргументируйте. 8. с какой целью автор так подробно остановился на описании военных событий? Какие идеи он хотел донести до читателей? 9. как автор статьи относится к методу ведения военных действий в средние века? В тексте найдите характерные слова и выражения. Попробуйте объяснить, почему у автора сложилось такое отношение? 10. что нового помог вам документ узнать о жизни в средние века? В. выполните задания к тексту: 1. перечислите, какие сведения могли разведать жонглеры – шпионы в замке, на который готовилось нападение, 2. составьте и напишите рассказ о подвиге жонглера из осажденного замка. № V. А. внимательно изучите отрывок статьи: 6. «Конечно же, как и все бродячие воины, шпионы и актёры той поры, жонглёры были не прочь «пошалить на большой дороге». Этого не чурались многие, например, выдающийся поэт Франсуа Вийон в своё время был более известен как ловкий вор, и его, если верить авторитетному мнению учёных, «то ли зарезали, то ли повесили». Чего же было ожидать от простых жонглёров! Зная об этой их повадке, становится понятнее, почему в романе Вальтера Скотта «Айвенго» свинопас Гурт, исполнявший роль оруженосца сэра Уилфреда Айвенго и посланный уплатить за доспехи еврею Исааку, бредя в ночной мгле с мешочком золотых, так опасался встречи с бродячими мимами и жонглёрами и так обрадовался, увидев парней Робин Гуда. Робин был свой парень, местный бандит, с ним всегда можно было договориться, а от гастролёров отделаться было гораздо труднее. Убили бы, забрали кошель, и ищи их! Шли годы, жонглёры деградировали, превратившись, в конце концов, в ярмарочных фигляров, акробатов и шутов. Только самые талантливые из них сумели «зацепиться» при дворах феодалов, осев там постоянно и развлекая своих патронов. В замках их стали называть менестрелями. Казалось, средневековые «жонглёры» исчезли навсегда, смешались с толпами городского дна, растворились, как это было со многими другими, в потоке времени... Однако спустя века из ярмарочных певцов и фокусников, из массы «популярных куплетистов» и шансонье, из «премьеров» и «прим» опереточно-водевильного жанра жонглёры возродились в ХХ в. в образе современной эстрадной «попсы». Она — с неизменными низкопробными темами, «чёсом провинции», загулами в гостиницах, «жонглерессами с подтанцовки», — плоть от плоти своих средневековых предшественников. Те со своими фокусами умели устраиваться в жизни, и эти, судя по всему, тоже не пропадут». Б. подготовьте ответы на вопросы к источнику: 1. как называется документ? 2. к какому типу источников он относится? 3.в каком веке написан этот документ? 4.почему жонглеры были не прочь пошалить на большой дороге? 5.какова судьба большинства средневековых забавников? 6. какие части текста показывают, что занятие грабежом в средние века было делом распространенным? 7. предположите, какими источниками пользовался автор для написания статьи? Были ли среди них мемуары бродячих актеров, записки знатных феодалов? Свое мнение аргументируйте. 8. с какой целью автор вспоминает роман Скотта «Айвенго»? Какие идеи он хотел донести до читателей? 9. как автор статьи относится к жонглерам? В тексте найдите характерные слова и выражения. Попробуйте объяснить, почему у автора сложилось такое отношение к ним? 10. что нового помог вам документ узнать о жизни жонглеров? В. выполните задания к тексту: 1. перечислите, какие современные артистические специальности произошли от средневековых забавников? 2. составьте и напишите рассказ от имени путника, пострадавшего от жонглеров. № VI. А. внимательно изучите иллюстрации: Б. подготовьте ответы на вопросы к иллюстрациям: 1. Какое событие изображено на иллюстрациях? К чему оно относится: повседневной жизни, политике, военным событиям? 2.Когда созданы данные иллюстрации? Какие косвенные данные подтверждают ваши выводы? 3.Каково место действия, изображенное на иллюстрациях: поле сражения, город, помещение? 4.Кто изображен на иллюстрациях? Легко ли узнать профессии, социальное положение героев, сюжет на изображенных иллюстрациях? 5. Где опубликованы данные иллюстрации? 6.Какие художественные приемы использованы авторами для иллюстраций: цвет, символы? 7. Объективны ли эти изображения? Достаточно ли полно отражены в них события? 8. В чем ценность этих изображений? Жонглёры на Парижском мосту.«Житие св. Дионисия» Фокусник.«Псалтирь Лутрелла» Жонглёр, музыкантша, акробат.«Роман об Александре» Дрессированная лошадь. «Псалтирь Лутрелла» Труппа шпильманов«Домашняя книга».Замок Вольфегге.Около 1480 г. Маркграф Оттон Бранденбургскийиграет в шахматы с дамой.Песенник. Цюрих.Около 1330—1340 гг. Посвящение в рыцари.Бенуа Сен-Мор. «Роман о Трое».Франция. XIV в. 6. Выступление представителей групп. Каждая группа представляет отчет в напечатанном виде, выводя его на экран через проектор. 7. Обобщение. Беседа по вопросам: - Какое сложилось у вас отношение к деятельности средневековых забавников? - Назовите положительные и отрицательные стороны жизни и творчества жонглеров. - Предположите, могло ли так случиться, что в культуре средних веков отсутствовали бы такие актеры, как жонглеры. Обоснуйте свою точку зрения. - Какое место средневековые забавники занимают в культуре Западной и Центральной Европы? - Как деятельность жонглеров характеризует средневековое общество в целом, средневековую культуру? Обоснуйте свой ответ. - Какая связь существует между «забавниками средних веков» и представителями современной эстрады. 8. Итоги урока. 9. Домашнее задание: письменно изложить свое отношение к деятельности представителей «цеха творческой интеллигенции средних веков». 10. Выставление оценок.

Новости
  • Prev
Пятого декабря 2019 года на территории Городского округа Подольск в учреждениях образования, Домах культуры, музеях и
Видеоролики Плакаты Грипп остается одним из самых тяжелых вирусных заболеваний, которое передается
С 1 января 2019 года в 4х субъектах РФ, в том числе в Московской области, стартовал эксперимент по применению
Информационные буклеты по тематике «Содержание территории образовательной организации».
  МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ БЫЛА ОБРАЗОВАНА В XVIII ВЕКЕ ПО ПРИКАЗУ ПЕТРА I, РОВНО 90 ЛЕТ НАЗАД ОНА СТАЛА НАЗЫВАТЬСЯ

Версия для слабовидящих

1000 максимум символов
Добавить файл(ы)

 

 

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика