Настройки отображения

Программа работы с одарёнными детьми муниципального  общеобразовательного  учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 » на 2018-2020 гг.  «Одарённые дети»

 2017/18 учебном году в МОУ СОШ № 19 велась активная и планомерная работа по развитию творческой одаренности обучающихся.

Участие педагогов и школьников в работе школьного научного общества «Точка опоры» под руководством учителя русского зыка и литературы Кошелевой Л. В. способствует овладению ими навыками научно - исследовательской деятельности:

  1. умение проектировать и реализовывать исследовательские работы;
  2. умение работы с первоисточниками и современными носителями информации;
  3. способность к систематизации и структурированию полученного материала;
  4. умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  5. умение подготовить презентацию своей работы с помощью мультимедийного оборудования.

 

Ежегодно значительное количество обучающихся, членов школьного научного общества, принимают участие в различных региональных, всероссийских и международных олимпиадах.

Участие педагогов и школьников в работе школьного научного общества «Точка опоры» под руководством Кошелевой Л. В. способствует овладению ими навыками научно - исследовательской деятельности:

  1. умение проектировать и реализовывать исследовательские работы;
  2. умение работы с первоисточниками и современными носителями информации;
  3. способность к систематизации и структурированию полученного материала;
  4. умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  5. умение подготовить презентацию своей работы с помощью мультимедийного оборудования.

 

Ежегодно значительное количество обучающихся, членов школьного научного общества, принимают участие в различных региональных, всероссийских и международных олимпиадах.

В 2017-2018 учебном году наша школа приняла участие в следующих научно-

исследовательских   проектах.

 

№п/п

Название конференции

 

Кол - во участников

 

Результат участия

 

1.

Городская конференция «Шаг в науку» научно-исследовательских работ учащихся  (секция «Русский язык»)

 

2

 

I место – Филиппова А. 11А,

Мищук Павел «Самая оригинальная работа»

2.

Городская конференция «Шаг в науку» научно-исследовательских работ учащихся  (секция «История»)

1

I место – Федотова Анна 10Б

 

3.

Городская конференция «Шаг в науку» научно-исследовательских работ учащихся  (секция «Обществознание»)

 

1

III место- Рубан Ксения 10Б

4.

Городская конференция «Шаг в науку» научно-исследовательских работ учащихся  (секция «Технология»)

1

Участник – Мулярчик Анастасия 11Б

5.

Городская конференция «Шаг в науку» научно-исследовательских работ учащихся  (секция «Психология»)

3

II место- Медведева Анна 10Б,победитель номинации «Самая оригинальная работа», участник - Екименкова Полина 11А

 

6.

 Муниципальный этап эколого-краеведческого конкурса «Отечество»

2

 

 

II место - Липартелиани А., Данилов А. 7В

7.

Конкурс проектных работ, посвященный памятным датам военной истории

3

III место - Липартелиани А., Данилов А. 7В,

участие – Козлова Екатерина 10Б

8.

Конкурс литературного творчества (номинация стихотворение)

1

III место – Медведева Анна 10Б

9.

Конкурс, проводимый в рамках 15 городских Рождественских образовательных чтений (литературное творчество)

2

III место –Козлова Екатерина 10Б номинация «Эссе»,

III место – Медведева Анна 10Б номинация «Стихотворение»

10.

Детский фестиваль «Святые заступники Руси»

3

Лауреат – Волынкина Анна 3Г, участие-Рогач Василиса, Бабаханов Андрей 3Г

11.

Детский поэтический конкурс

1

I место – Румянцев Александр 9Г

12.

Всероссийский конкурс, посвященный Дню героев Отечества «Герои России моей!»

2

Победитель – Чернего Анастасия 10А,

призер – Поспелов Руслан 9Г

13.

Конкурс «Юный архивист»

2

Участники – Чернего Анастасия 10А, Мягкова Евгения 9Г

14.

Муниципальный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»

2

 Участники Фесютина Алена 7Б, Багриева Анастасия 8В

15.

Конкурс чтецов для детей с неродным русским языком «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

1

Лауреат – Топчу Елена 9Г

16.

Конкурс творческих проектов «Моя семейная реликвия»

1

Участие – Мальцев Леонид 8В

17.

Конкурс сочинений «Моя будущая профессия»

1

II место – Рушкина Анастасия 9Г

18.

Конкурс сочинений «Россия, устремленная в будущее»

1

Участник-Каширина Юлия 11А

                                                          

Выводы:

 В 2017/18 учебном году велась активная и планомерная работа по развитию творческой одаренности и формированию исследовательской компетентности обучающихся.

Участие педагогов и школьников в работе школьного научного общества «Точка опоры» способствует овладению ими навыками научно - исследовательской деятельности:

1) умение проектировать и реализовывать исследовательские работы,

2) умение работы с первоисточниками и современными носителями информации,

3) способность к систематизации и структурированию полученного материала,

4) умение анализировать, обобщать, делать выводы,

5) умение подготовить презентацию своей работы с помощью мультимедийного оборудования.

 

 

 

Комитет по образованию

Администрация города Подольска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Секция: Историческое наследие.

Тема:  «Игры на Руси....»

Автор:

Харыбина Анастасия, 7 б класс

г. Подольск

2014 год

Аннотация

Цель работы:

  1. узнать значение термина «игра»;
  2. познакомиться с историей возникновения игр на Руси, классификацией игр;
  3. изучить имеющуюся доступную литературу по данной теме;
  4. выяснить, какое значение в жизни человека имеет игра.

Методы работы:

  • подбор материала;
  • интервьюирование;
  • работа с научной и художественной литературой.

Выводы:

  1. Появление игры непосредственно связано с трудовой и материальной деятельностью человека, послужило реальной основой для отражения жизненных процессов в играх детей. Многие проявления в культурной жизни и искусстве обязаны своим существованием игре, под влиянием которой формируются способности к творческому самовыражению.
  2. Игра — основной вид деятельности ребёнка, ситуация реальной жизни. Развитие фантазии, интуиции, изобретательности происходит в процессе игры.
  3. Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры – хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми. Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.
В игре да в дороге узнают людей

Пословица

Вместо предисловия

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир. Знакомясь с  историей  русского народа, я заинтересовалась происхождением игр на Руси.

 

  1. Происхождение термина «игра»

Термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости, удовольствии и положительных эмоциях.

Слова игра, играть (грать) – общеславянские. Причем в славянских языках можно не только играть в игры или играть музыку, но и – играть песни, играть пляски.
Праславянское *jbgra, *jьgrati родственно литовскому áikštytis "капризничать, шалить", латышскому aîkstîtiês "кричать, шуметь", литовскому áikštis "прихоть", древнеиндийскому ejati, ijati - "трогается, двигается", древнеисландскому eikinn "дикий, свирепый, сильный".,

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы заставляет  мыслить играющих. Игра, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает участникам возможность преодолеть стеснительность.

 

  1. История игр

Первые игры появились у животных, задолго до возникновения человека. Игры наиболее развиты у обезьян — они используют не только те игры, что связаны с определёнными ритуалами, например, брачный сезон, но и схожие с аналогичными играми людей.

Человечество играет с доисторических времён.  С развитием цивилизации игры делались всё сложнее и стали практически любой тематики — война, любовь, семья, история.

Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с материальной деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей. Многие проявления в культурной жизни и искусстве обязаны своим существованием игре, под влиянием которой формируются способности к творческому самовыражению. Развитие фантазии, интуиции, изобретательности, так необходимых в сфере науки и техники, также происходит в процессе игры.

Самым важным влиянием игры является социальная интеграция. И в этом отношении особенно важны спортивные игры как социальная форма организации совместной деятельности по достижению общей цели. Каждый  коллектив   играющих имеет свое распределение ролей и характер 

взаимоотношений между участниками.

  1. Роль игры в жизни человека

Игра — основной вид деятельности ребёнка.

Игра - небольшая ситуация, которая похожа на  драматическое произведение, где есть  со своим сюжет, конфликт и действующие лица. В игре ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. В игре обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребенок немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение включает в себя не только речь, но и жест, мимику и т.д. и  является обязательным в игре.        Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа. В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.  Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
           
Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.
              Детские игры – полны смеха, радости и движения.

      

  1. Предыгровые моменты

Зазывалка - метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий 

потенциальных участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя  показать….
Или:
Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
           

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

 

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку.

Считалки - короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для

распределения ролей в игре:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять

Вышел красный месяц

А за ним – луна, поводи одна.

Шесть, семь, восемь, девять, десять

Царь решил меня повесить

А царица не дала

И повесила царя.

 

Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам.

Считалки могут начинаться как загадки:

Сидела баба на пече, на каленом кирпиче,

Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
Или как сказки:
Жили-были два гуся….

Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” – это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

 

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:

Мати, мати,

Что вам дати?
и спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня – сивого

Или златогривого?
Или:
За печкой заблудился

Или в стакане утопился? И т.д.

Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд – своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).

 

  1. Классификация игр

Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

  • игры, отражающие отношения человека и природы;
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;
  • игры по религиозно-культовым мотивам;
  • игры на находчивость, быстроту и координацию;
  • игры на силу и ловкость;
  • военные игры.
         

Деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из народных игр подходят сразу к нескольким категориям, но в каждую из этих люди  могут вполне поиграть и сейчас. Они просты,  понятны  и  не  требуют  специфических  навыков,  специальной  подготовки  и  какого-либо

инвентаря, за исключением самого простейшего.

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.

Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники – медведь, волк, лисица – главные действующие лица.

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:

Своеобразные диалоги - приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственно своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Игры на находчивость, быстроту и координацию          

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.

Игры на силу и ловкость

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.

В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей. На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

      

  1. Популярные игры на Руси

Игра в мельницу - одна из древнейших игр,  была известна на Руси с X века и распространена в течение всего средневековья. Игра в мельницу представлена в археологическом материале находками игральных досок. Однако чаще всего это не специально подготовленные доски, а игровые поля, расчерченные на любой поверхности - на корабельной доске, на днищах бочек, на каменных плитах и т.д. Самое раннее изображение игрового поля для игры обнаружено в X веке в Ладоге на корабельной доске. Больше всего досок было найдено в Новгороде. Также их можно встретить при раскопках других городов – Пскова, Старой Рязани. Аналогичные геометрические фигуры выбиты на пограничном камне в районе Бежецка и на каменной плите, находящейся рядом с Изборском городищем, известной под названием «камень Трувера». Хотя средневековые правила игры не сохранились, но по аналогии с этнографическими материалами и современными правилами игры в «мельницу» устанавливается, что играть в неё могли два человека, которые должны были построить «мельницу», то есть выстроить игровые фигуры на поле в определенном порядке. За каждую «построенную мельницу» игрок имеет право снять с доски одну шашку противника. Выигравшим считается тот, кто первым ликвидирует все фигуры противника или лишит их хода.

Горелки - для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад.

После кто-то один или все вместе начинают приговаривать:

"Гори, гори ясно!

Чтобы не погасло.

Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки). 

После этого водящий смотрим в небо. Затем задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости

у игроков.

         Прятки  - очень популярная детская игра всех времён и народов. Для начала игры определяется водящий при помощи считалок. Далее водящий становится лицом к стене или к дереву, закрывает глаза и начинает считать до пятидесяти громко вслух.

Когда закончит считать, громко кричит:

"Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Кто не спрятался - я не виноват!"

После этого идёт искать спрятавшихся, но не уходя далеко от того места где считал. Если кого-то заметил нужно сразу бежать к месту и "застукивать", называя имя найденного. Спрятавшиеся должны вовремя заметить, что его нашли или что водящий отвлекся-отвернулся, и попытаться добежать к стене первым. Тот, кто успевает раньше водящего (кричит "Тука-тука, длинная рука!") считается "незастукаленным" и ждет, пока найдут остальных. Кого "застукалили" первым - становится водящим в следующей игре. Те, кого застукали раньше, иногда развлекались и помогали оставшимся в укрытиях, громко крича: "Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор" - это означает, что сейчас неудачный момент для того чтобы попытаться выскочить и "застукалиться". Еще могли кричать: "Пила-пила, лети как стрела" - это означало, что водящий ушел далеко в сторону и спрятавшийся может успеть "застукалиться", если прямо сейчас выбежит из укрытия.

 Вот моя корзина - садятся в кружок, где кому вздумается, и потом передают из рук в руки корзину. Позволяется встать и передать ее через несколько соседей, но, во всяком случае, поднося ему, сказать:

«Вот моя корзина!

Что хотите, то положите».

Кто не ответит скоро, что положил в нее, с того фант. Получившая корзину может передать ее соседу или, встав, вручить другому, вовсе не ожидавшему и не готовому с ответом. Таким образом

продолжается игра.

Немой концерт - избирается знающий музыку, который рассаживает находящихся в игре по местам. Каждой особе он дает инструмент: скрипку, бас, виолончель, флейту, кларнет, гобой, трубу, барабан и т. п. Составляющий концерт становится посредине и начинает играть на каком-нибудь инструменте, что ему придет в голову. Все остальные музыканты не должны играть, а выделывать только своими движениями все его пассажи, расстановку и пр. Кто сделает ошибку или не выполнит,

что надобно, тот взыскивается фантом.

Осужденный - среди играющих назначают кого-либо осужденным и сажают в углу комнаты на скамейке. Другой из играющих, мужчина или девушка, тихо начинает расспрашивать сидящих в кругу, какие кто знает за ним преступления?

Собрав ответы, он объявляет осужденному.

«На вас поступило весьма много жалоб;

одна прекрасная особа говорит, что вы очень страстны;

другая, что вы изменник;

третья, что вы влюбляетесь во всех женщин.

Некто сказал, что вы играете сердцем, которое любит вас нежно» и т. п.

Осужденный должен опровергнуть жалобы и указать ту особу, которая обнесла его невинно. Когда он не укажет особу, тогда остается еще осужденным. Игра начинается вновь и до тех пор продолжается, пока осужденный не узнает своего обвинителя.

   Птичий охотник - каждому из играющих отдается на волю быть птицею, какою ему угодно. Охотник птичий, избранный из того же самого круга, подходит к каждой особе и выслушивает название птицы. Собрав все названия, охотник останавливается посредине и говорит: «В моем саду имеются птицы разных пород, а именно:

попугай, ворона, сова, голубь, сорока» и т. д.

Потом он подходит к кому-нибудь и делает три вопроса:

«Которой птичке вручаете свое сердце?

Которой доверяете свою тайну?

Которой намерены ощипать перья?»

Спрошенная особа должна отвечать на всякий вопрос:

«Вручаю сердце голубке, тайну сове, а ощипать перья попугаю».

Когда охотник обойдет по порядку весь круг со своими вопросами, тогда он объявляет ответы, назвав каждую особу: такой-то поручил свое сердце голубке, которая есть девица такая-то; но что вы в самом деле вручили ей свое сердце, должны нас уверить тем, когда поцелуете ее. Такой-то доверил свою тайну сове, которая есть такая-то, а ощипать перья попугаю, который есть такая-то дама; но так как с прекрасным полом нельзя поступать так жестоко, то вы наказаны фантом.

Должно  заметить,  что  кто  сам  себе  поручит  сердце,  тот целует в наказание свою руку; кто

доверяет тайну самому себе, тот должен ее хранить при себе.    

Казаки - разбойники - участники делятся на казаков и разбойников. Казаки должны поймать всех разбойников (они дотрагиваются до разбойников и говорят: «красная печать никому не убегать»). У казаков есть штаб. Разбойники должны придумать два пароля или больше. Один правильный, а остальные не правильные. Задача разбойников захватить штаб казаков, но казаки их ловят. Разбойники могут подбегать друг к другу и говорить «зелёная печать можно убегать» тем самым они освобождают другого разбойника. Разбойники могут захватить штаб только вместе и во время игры. Ни одни, ни другие не имеют права ходить по отдельности. Казаки не имеют права ходить возле штаба туда-сюда. Казаки, после того как поймали разбойников, будут их пытать. Разбойники могут терпеть, но когда им надоест терпеть, они говорят любой пароль, и казаки определяют правильный он или нет. Если они угадали, то казаки побеждают; если нет, то разбойники могут убежать и захватить штаб, тем самым они побеждают.

 

  1. Как это происходит в наше время? 

            В 21-ом веке люди стали забывать многие игры. Из тех игр, которые перешли к нам от предков, особо любимы и взрослым и детям катание с гор на санях (Великокняжеские дети имели в Кремлевском дворце свои горы, Все любят кататься зимой с ледяных гор, а летом с деревянных. Горы – чисто русская забава); лепка снежной бабы; игры на военную тематику.

                Военная тематика не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.  В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей. 

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек: кулачный бой, снежки, палочный бой, казаки - разбойники, взятие крепости. Эти игры практически не претерпели изменений. Они и по сей день являются популярными среди многих людей.
            Сейчас Интернет заменяет живое общение игроков: можно в виртуальной среде завести друзей и соперников  по игре,  выбрать себе псевдоним и через игру обладать сверхчеловеческими способностями. К сожалению, за экраном компьютера иы забываем о живом общении, эмоциях и чувстве поддержки от друга. Не слышно по вечерам детких криков во дворе: «Тай — тай, налетай!» Детвора либо посещает дополнительные занятия, кружки, либо сидит по домам за экранами мониторов.

            При сборе материала для данной работы автор провела анкетирование среди своих одноклассников по теме «Игра в нашей жизни».

                   Результаты анкеты  представлены в диаграмме. Можно сделать вывод, что в жизни  подростков игра занимает важное место, но это, в основном, игры компьютерные, связанные с сидячим образом жизни.  Старинных игр мои одноклассники знают немного, познакомились с ними в школе на занятиях или в лагере во  время отдыха. Взрослые часто вспоминают детство и рассказывают про то, в какие игры играли они, но иногда любят посидеть за компьютером.

 

  • любите ли вы играть?
  • какие игры вы предпочитаете: настольные  или подвижные?
  • знаете ли вы старинные игры?
  • подумайте, чему можно научиться в игре?
  • как ваши родители относятся к игре?

 

Использованная литература:

 

  1. И. Е. Берлянд  Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992 г.
  2. «Древняя Русь. Быт и культура» под редакцией Б.А. Рыбакова, М., 1981 г.
  3. А. А. Таран, «Русские народные игры и их классификация». М,1985 г.
  4. Игры и забавы на Руси: https://rosnarod.ru/main/kulturnoe-nasledie/narodnye-igry/igry-i-zabavy-na-rusi.html

 

 

Авторы: Назмиева Ильмира Ильгизовна, Тракова Юлия Александровна, 10 «А» класс

Руководитель: Чернойван Юлия Александровна, учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19», г. Подольск


                             People with a white cane among us.

                                     Nazmieva I. Trakova Y

                                                          1.Введение.

     Мы учимся в школе №19.Наша школа входит в состав Ассоциированных школ ЮНЕСКО, которые занимаются социальными программами. Она находится на территории микрорайона «Ивановский» ,так же, как и предприятие «Подольского УПП «Комплект» ВОС».Ежедневно, направляясь на занятия в школу, мы встречаем мужчин и женщин с белой тростью, медленно и осторожно передвигающихся по улице Маштакова в направлении УПП «Комплект». Эти люди-работники данного предприятия. Но глядя на них невольно возникает вопрос: возможно ли это? Как могут незрячие люди работать и даже просто ходить по улице, переходить через оживлённые трассы, покупать продукты? Ведь 90% информации человек получает при помощи глаз. Конечно, помимо зрения существуют другие органы чувств, но глаз является универсальным органом. И когда человек лишается зрения, у него начинают интенсивнее развиваться: слух, обоняние, осязание. Тем не менее объём получаемой ими информации всё равно значительно снижен. Поэтому в нашей работе мы хотели бы выяснить:

  • какие условия созданы в нашем городе для комфортной жизни инвалидов, в том числе инвалидов по зрению;
  • что делается для их социальной защищённости;
  • как обеспечиваются социальные гарантии инвалидов, в том числе инвалидов по зрению;
  • возможно ли повышение качества жизни лиц с ограниченными возможностями.

 

   То есть задачу мы  увидели в том,  чтобы познакомить наших ровесников с жизнью людей, которые, несмотря на проблемы со здоровьем, показывают нам, что при любых жизненных трудностях, в том числе, и при проблемах со здоровьем, не нужно останавливаться в своём развитии, а стоит сделать всё, чтобы попытаться их преодолеть.

                      

  1. Инвалидность. Что мы знаем об этом?

   Что мы знаем об инвалидности?  Это состояние человека, при котором ограничена его умственная, физическая или психическая деятельность.

    В современном обществе вместо понятия «инвалид» используется более корректный термин «лицо с ограниченными возможностями», так как в переводе «инвалид» обозначает «непригоден» и в некоторых случаях звучит обидно для человека, по отношению к которому используется. Но во многих официальных источниках, в том числе и в документации Организации Объединенных Наций используется именно этот «обидный» термин.

   Инвалидами по зрению каждый год становятся около 45 тысяч жителей РФ. Более двадцати процентов российских инвалидов по зрению являются молодыми людьми трудоспособного возраста.  

   Мировое сообщество давно задумалось о том, насколько сложна  жизнь человека, потерявшего нормальное зрение. Поэтому  13 ноября решением ЮНЕСКО объявлено  Днем незрячего человека. Однако именно в России впервые было создано Всероссийское Общество слепых, которое  соответствовало интересам и потребностям незрячих. Впервые  в истории, за слабовидящими людьми  признано право  на  достойное  для человека место в обществе.

 

3.История  Всероссийского Общества Слепых.

   Всероссийское Общество Слепых образовалось 6 апреля 1925г. История Всероссийского Общества Слепых богата событиями, которые повлияли на судьбу ВОС и оставили след в истории всей страны, поэтому за заслуги в деле приобщения незрячих к общественно-полезной  деятельности и в связи с 50-летием,  1975 году ВОС было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

В настоящее время в России работает 163 УПП ВОС, на которых трудятся свыше 17 тысяч инвалидов по зрению.

 

    4.История Подольского УПП «Комплект» ВОС.

   После окончания Великой Отечественной войны в 1945 году подольские инвалиды объединили свои усилия и стали искать пути трудоустройства.  В октябре 1946 года был организован Раздаточный Пункт надомной работы. Работало 15 инвалидов по зрению.

   В 1948 году раздаточный пункт преобразован в цех пластмассовых изделий, количество работающих – 40 человек. Решением президиума Московского Областного отдела ВОС 30 сентября 1948 года было организовано на базе галантерейного цеха самостоятельное Подольское Учебно-Производственное предприятие ВОС. Основной задачей предприятия явилось  трудоустройство инвалидов по зрению и их производственное обучение. В нем были созданы цеха разного профиля: галантерейный, металлоштамповочный, картонажный, низковольтной аппаратуры, армирования кабельных изделий и литья.

   За время существования подольского УПП сменилось 11 директоров проедприятия. В настоящее время им является Скоркин Андрей Владимирович.

                                  

                                      5.Производственная деятельность.

   В разные годы на предприятии выполняются разные виды продукции: это были и клеевые коробки для швейных машин завода им. Калинина и зажимы для волос и тепловое реле к стиральным машинам, а также кнопка ДХК и выключатель ВОК-2 к холодильникам. Последние 2 вида продукции выпускались для предприятий всего Советского Союза.

   С началом перестройки, с развалом Советского Союза предприятие постепенно начало терять своих работников и объём работ.

А в настоящее время на предприятии «Подольское УПП «Комплект» ВОС» работают всего около 60 человек.  Поскольку предприятие принадлежит Всероссийскому Обществу Слепых, то в  Уставе предприятия написано, что не менее 50 % людей должны быть инвалидами. 

   Руководство предприятия старается сохранить хотя бы имеющееся количество людей, но в настоящее время  это не так просто. Помогает ли государство, с этим вопросом мы обратились к Генеральному директору  «Подольского  УПП «Комплект» ВОС» Андрею Владимировичу Скоркину, он ответил нам так: «Мы стараемся обходиться без помощи государства. В годы советской власти мы сами оказывали помощь, например,  Центральной больнице: покупали оборудование, оказывали материальную помощь. Ну а сейчас, в период рыночной экономики, нам стало сложно конкурировать с другими предприятиями, в которых в основном работают здоровые люди. Кроме того, теперь мы обязаны платить все налоги. Один из главных конкурентов предприятия - Китай. Там производят весь ассортимент, который делают в Подольске слепые люди, причем импортные товары стоят на 30 процентов дешевле. А мы не можем слишком снижать цены на свою продукцию, - констатирует  директор,- ведь тогда уменьшится доход и соответственно зарплата. А она и так небольшая...» Совсем мала и пенсия инвалидов по зрению.

  Заместитель генерального директора по правовым и кадровым вопросам  Левон Бабоян, переписываюсь с "товарищами по несчастью" из других стран, знает, как им помогает правительство. Пенсия инвалида в Англии - 700 фунтов стерлингов, а у наших -1500рублей.


 6.Организация досуга  сотрудников в «Подольском УПП «Комплект» ВОС».

   Во все времена в «Подольском УПП «Комплект» ВОС» большое внимание уделялось  досугу инвалидов по зрению.

В настоящее время в клубе работают кружки художественной самодеятельности,  хоровой коллектив, литературно – музыкальный кружок,  квартет духовной музыки «Благовест», ансамбль «Подолье».

Клуб «Подольского УПП «Комплект» ВОС» проводит различные мероприятия для жителей микрорайона и, естественно, для сотрудников; принимает активное участие в городских  фестивалях, а также мероприятиях, проводимых Московской областной организацией ВОС. В библиотеке клуба инвалиды по зрению могут читать книги, напечатанные по методу Брайля, пользоваться аудиокнигами. На азбуку Брайля переведены почти все произведения мировой литературы - от классики до новомодного Коэльо. Кроме того, государство обеспечивает слепых специальными проигрывателями, которые воспроизводят аудиокниги с флеш – карт.

   Бытовая  и электронная техника инвалидов по зрению также отличается от обычной. Они пользуются «говорящими» компьютерами, часами, телефонами, которые позволяют   инвалидам слышать, какую кнопку они нажимают и какая информация при этом выводится на экране дисплея.

 

  1. Ликвидируя преграды…(Помощь инвалидам со стороны Администрации Московской области и города Подольска).

    В 2011 году в регионе стартовал реализуемый подмосковной «Единой Россией» партийный проект «Доступная среда». Стратегическая цель проекта – ликвидировать абсолютно все препятствия, которые мешают людям с ограниченными физическими возможностями полноценно жить: получать образование, работать, пользоваться общественной инфраструктурой.

    Подольская городская организация, входящая в "Всероссийское общество инвалидов", также разработала программу,  цель которой  – защита прав и интересов инвалидов, формирование такой среды обитания,  где люди,  как здоровые, так и имеющие физические ограничения, должны жить в тесном взаимодействии.

                                                    

                                                      8.Заключение.                                                                                                                                             

Даже имея такую проблему, как инвалидность, если относиться к ней правильно, не отчаиваясь и не ставя на себе крест, вполне можно стать не только полноценным членом общества, но и просто счастливым человеком.  Поэтому, очень многое зависит не только от общества и ближайшего окружения человека инвалида (хотя, и от них, безусловно, тоже), но и, в первую очередь, от него самого. Есть много примеров тому, что человек с инвалидностью не только смог преодолеть стресс, вызванный серьезным заболеванием и изменением образа жизни, но и вполне может найти и реализовать себя на профессиональном поприще, встретить любимого человека, создать семью и родить вполне здоровых детей. Пусть у всех инвалидов нашей страны и города Подольска всё будет хорошо!

 

Комитет по образованию

Администрация города Подольска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Секция: историческое наследие.

Тема:  «Сестра милосердия, медсестра, сандружинница....»

Автор:

Долгов Евгений, 7 б класс

г. Подольск,

2014 год

Аннотация

Цель работы:

  1. узнать значение термина «сестра милосердия», «медицинская сестра», историю его возникновения;
  2. познакомиться с характерными особенностями профессии «медицинская сестра»;
  3. изучить имеющуюся доступную литературу по данной теме;
  4. выяснить, как знание об истории сестринского дела поможет в выборе дальнейшего образовательного пути.

Методы работы:

  • подбор материала;
  • интервьюирование;
  • работа с научной и художественной литературой.

Выводы:

  1. Как специальность сестринское дело сформировалось в середине XIX в., почти одновременно в России и на Западе, а к концу XX в. в США и других странах достигла расцвета.
  2. В России профессия медицинской сестры стала одной из самых низкооплачиваемых и непрестижных специальностей.
  3. Знакомство с историей развития сестринского дела обращает нас уникальной профессией, с факторами, которые влияли и влияют на развитие и становление сестринского дела во всём мире и в нашей стране.
  4. Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
  5. Потребность в сестринском уходе универсальна. Человек нуждается в ней от рождения до смерти. Оказывая помощь пациенту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его этическим ценностям, обычаям и духовным убеждениям.

 

Не забыть вас, блондинок, смуглянок,

Боевых медицинских сестер.

На каленых войны перекрестках,

На полях, где горела броня,

Это вы, медицинские сестры,

Выносили солдат из огня.

 

Е. Старшинов

 

Вместо предисловия

У меня, мои дедушка и бабушка врачи. Они хотели бы, чтобы я тоже стал доктором. Мы часто беседуем на эту тему, и я стал задумываться, каким должен быть настоящий врач. Милосердие, терпение и сострадание — обязательные качества человека в белом халате.

Знакомясь с  историей  медицины, я узнал  фамилии великих врачей: Гиппократа, Ибн-Сины, Пирогова, Боткина, Склифосовского и многих других, а также историю развития многих медицинских наук. Однако, мало где сказано о роли медицинских сестёр, фельдшеров, акушерок.
           Когда и как появилось сестринское дело как понятие и как практическая деятельность по уходу за больными? Кто и когда первым обозначил понятия «сестра милосердия», «медицинская сестра»? Каковы  принципы работы медсестры? В чем значение этой профессии для современной медицинской деятельности?

  1. Происхождение термина «сестра милосердия»

В большинстве зарубежных стран история сестринского дела насчитывает уже несколько веков. По – английски медсестра - «nurse», это слово происходит от глагола «to nurse», переводимого как «присматривать (за кем-то, чем-то), заботиться, ухаживать, обеспечивать лечебный уход в случае нездоровья». Существительное «nurse» в английском языке не имеет рода (как, например, врач), хотя на русский язык оно переводится, как слово женского рода «медицинская сестра».

В XI веке во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и другие) были созданы общины женщин и девиц для ухода за больными. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская  на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала. В 1235 г. она была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община елизаветинок. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное — и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи. Подобной деятельностью занималась и община «иоаниток», члены которой проявили особую самоотверженность в Париже во время эпидемии чумы 1348 г. В ведении сестер - «госпитальерок» находились крупные госпитали — Святого Людовика в Париже, а также в других городах Франции.

В 1617 г. во Франции священник Винсент Поль  организовал первую общину сестер милосердия и поставил во главе ее Луизу  де Мариллак,  которая в 1641 г. создала школу по обучению сестер милосердия и сиделок. Поль впервые предложил словосочетания «сестра мило­сердия», «старшая сестра» и указал, что община должна состоять из вдов и девиц, которые не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов. Подобные институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах. К середине XIX века в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.

 

  1. Появление профессии «медицинская сестра»

Первой профессиональной медицинской сестрой является Флоренс Найтингейл. Флоренс родилась в 1820 году в Англии,  получила достаточно всестороннее образование, которое тогда получали только мужчины. Современники Флоренс Найтингейл отмечали, что она была талантливой личностью и свои способности могла реализовать их в самых различных сферах деятельности, но ее выбором стала медицина. Вместо замужества и материнства девушка озаботилась идеей помощи беднякам и решила ехать во Францию, чтобы обучаться медицинскому делу — в школу по обучению сестер милосердия,  созданную священником Полем. Друзья были в недоумении, родственники в ужасе, но даже лишение отцовского наследства не остановило ее. Это была "одна, но пламенная страсть" и ей Флоренс посвятила всю свою жизнь. Ухаживая за больными во французской общине кюре Винсента Поля, она создала свой метод ухода за больными — поддерживать в палатах чистоту, своевременно и качественно ухаживать за пациентами и придерживаться определенного режима в питании.

Очень скоро большинство ее больных стали выздоравливать, а смертность в общине снизилась почти в два раза. О ней стали писать газеты и не только французские, но и английские. Так слава о Найтингейл достигла ее родины, где когда-то никто не понял ее благородных стремлений.

В октябре 1854 г. в период Крымской войны Флоренс Найтингейл вместе с 38 помощницами отправилась в полевые госпитали сначала в Скутари (Турция), а затем в Крым. Взору сестер милосердия предстала жуткая картина: госпиталь был переполнен, завшивленные раненые и больные лежали в коридорах на соломе среди нечистот, по полу бегали крысы, не хватало самого необходимого — лекарств, белья, продовольствия и топлива.

Появление в госпитале женщин было воспринято врачами с неприязнью. Первое время им даже запрещали входить в палаты и поручали самую грязную работу и самых безнадежных больных. Однако Флоренс Найтингейл удалось доказать, что раненые нуждаются в постоянном грамотном уходе после медицинских вмешательств. Флоренс считала, что дело сестер милосердия — спасать раненых не только физически, но и духовно: заботиться об их досуге, организовывать читальни и помогать наладить переписку с родными. По ночам она обходила раненых со светильником в руке, за что была прозвана Леди с лампой.

Последовательно проводя в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными, она добилась поразительных результатов. Флоренс Найтингейл так организовала работу госпиталя, что смертность в нем снизилась с 49 до 2 %. Именно она увеличила в госпиталях число палат, чтобы ликвидировать скученность раненых, организовала кухни и прачечные. Тогда и сформировался устойчивый стереотип: медсестра — это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола. По возвращении в Англию в 1856 г. Флоренс Найтингейл было поручено реорганизовать армейскую медицинскую службу. При поддержке военного министра Найтингейл добилась того, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации; больничный персонал в обязательном порядке проходил необходимую подготовку; в больницах велась строгая статистическая обработка всей информации. Была организована военно-медицинская школа, в армии велась разъяснительная работа о важности профилактики болезней. В своей книге «Записки о госпиталях» мисс Найтингейл показала связь санитарной науки с организацией госпитального дела. Она решительно выступила против «коридорной системы» содержания больных, отстаивая необходимость внедрения павильонной системы.

Именно Флоренс Найтингейл создала систему подготовки кадров среднего и младшего медицинского персонала в Великобритании, в ее школе готовили управленческий и педагогический сестринский персонал, преподавали профессиональные медицинские сестры. В больницах управляли дипломированные медицинские сестры. Флоренс  считала, что сестринское дело, как профессия,  отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний.

Книгу Найтингейл «Как нужно ухаживать за больными» врачи того времени ценили очень высоко, считая ее выдающимся учебным пособием. Всю свою жизнь она отстаивала равные права всех людей по уход и лечение во время болезни и на достойную смерть. Английское правительство по достоинству оценило ее вклад в развитие медицинской помощи и в 1883 г. наградило Королевским Красным крестом. В 1907 г. Флоренс Найтингейл была награждена одним из высших британских орденов «За заслуги».

 Флоренс Найтингейл умерла 13 августа 1910 г. В 1912 г. Лига Международного Красного креста и Красного полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почетную и высшую награду для сестер милосердия во всем мире.

 Вскоре по ее модели стали открываться сестринские школы в США и инициатива в развитии сестринского дела постепенно сместилась из Европы в Америку. В США в 1886 г. было создано первое Общество медицинских сестер. Фактически оно стало первой в мире профессиональной сестринской организацией а в 1899 г. при активном участии медицинских сестер из США, Канады, Великобритании и Германии был создан Международный совет сестер, определяющий философию и политику в области сестринского дела в мире.

 

  1. Награды медицинским сестрам

В 1856 году была вычеканена медаль для раздачи сестрам Крестовоздвиженской общины в память милосердного служения их страждущей братии". Всего были награждены такой медалью 53 сестры милосердия: «Въ память милосердного служения страждущей братии».

Медалью с изображением Флоренс Найтингейл награждают за особые заслуги отличившихся медицинских сестер. На оборотной стороне медали латинская надпись по кругу гласит: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества» и по середине гравированная фамилия владельца. Медаль Флоренс Найтингейл была учреждена в 1912 году. К настоящему времени этой медалью награждено около 1000 человек, из них 46 российских медицинских сестер.

Официально Международный день медицинской сестры был учреждён в 1971 году.

 

  1. Женская медицинская деятельность в России

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Известно, что огромную роль по уходу за больными оказывали в православных монастырях с XVI веке, где создавались богадельни для прокаженных. Первая больница,  в которой лечили врачи, а обслуживали монахи, была построена в 1618 году при Троицком монастыре в Сергиевом посаде.

Петр I создаёт «Медицинскую коллегию», которая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. К середине 18 века женский уход за больными стал осуществляться в гражданских больницах.

В 1804 году попечителю Московского воспитательного дома было предложено построить рядом с больницей для бедных новый дом для вдов, чтобы некоторые из них за умеренную плату приняли на себя присмотр за больными.

В 1813 году при Петербургском вдовьем доме было принято решение употребить некоторое число вдов для работы в Мариинской больнице для бедных, а также для ухода за больными на дому. Дежурные вдовы должны были наблюдать за благоустройством в палатах, за порядком в раздаче больным пищи и лекарств, за чистотой и опрятностью больных, их постелей и белья, за поведением больных и посетителей.

Доктора и лекари должны были давать вдовам необходимые наставления по уходу за больными. «Сердобольные вдовы» должны были осваивать некоторые медицинские приёмы, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным. При большом поступлении раненных и больных лечебные учреждения не могли обходиться без вспомогательного женского труда и поэтому в 1818 году была создана государственная служба сиделок, которые обучались в больницах санитарно – гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах, которая до середины 19 века оставалась единственной формой профессионального участия женщин в уходе за больными в России.

В середине 19 века в Европе создавались общины сестёр и братьев милосердия. В России первая община сестёр милосердия была открыта в марте 1844 года, а только в 1873 году получила своё название «Свято – Троицкая». По уставу в общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 20 до 40 лет. Первый год работы был испытательным, где проверялись душевные и физические качества, необходимые для работы, который могли выдержать только сильные духом женщины. Врачи сестрам преподавали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию, рецептуру. Через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины. Со временем их стали приглашать в частные и государственные больницы, госпитали.

С 1845 по 1856 годы общину посещал Николай Иванович Пирогов, производивший в ней наиболее сложные операции и вскрытие тел умерших. Работая в общине, он высказал следующую мысль: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не сможет сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями неизменными и, так сказать, несвойственными мужчинам».
           В России рос спрос на деятельность сестёр милосердия и это способствовало созданию новых общин в других городах. Особенно остро проявился недостаток сестёр милосердия во время Крымской войны 1853 - 1856 гг. Пирогов предложил разделить сестёр на перевязочных, дежурных, аптекарей и сестёр - хозяек, разработав специальные инструкции для каждой из этих групп, что значительно повышало качество труда сестёр и их ответственность.

В целях поощрения и увековечения заслуг сестёр в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учреждён позолоченный крест, которым были награждены 158 сестёр. Именно в период Крымской войны русская женщина впервые вышла из сферы домашней жизни на поприще государственной службы, показав высокие деловые и нравственные качества. Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них — Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово и др. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской обители, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.

В Крымской войне прославилась медицинская сестра Екатерина Бакунина. Она родилась в богатой аристократической семье, но свою жизнь отдала больным и нуждающимся: работала в лазаретах как сиделка, участвовала наравне с Пироговым в сложных хирургических операциях. Бакунина лично сопровождала раненых при перевозке в госпитали. Эта женщина оказалась талантливым организатором. При транспортировке больных благодаря инициативе Бакуниной стали организовывать ночлег, кормить раненых горячей пищей. После войны Бакунина создала в Тверской губернии больницу для крестьян. Она считается основоположницей сельской медицины.

В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Этот год можно считать годом рождения профес­сии медицинской сестры в России.

К 1877 году в России насчитывалось около 300 дипломированных сестёр. Во время русско-турецкой войны 6 медицинских сестер были награждены серебряными медалями «За храбрость», и почти все сестры знаком отличия – Красного Креста. Все участницы войны получили медали, учреждённые в память о русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. В 18771878 годах во время русско-турецкой войны при Российском обществе Красного Креста был образован Комитет «Христианская помощь».

В 1882 году этот Комитет создал первую во всей всемирной системе Красного Креста общину сестёр милосердия, а через два года — курсы для их подготовки. Княгиня Наталья Шаховская с дочерьми Надеждой, Натальей и Верой, Екатерина Новосильцева, Прасковья Розен, княгиня Надежда Трубецкая и др. — вот неполный список представительниц известных российских династий, ставших сёстрами милосердия.

Всего к началу 1913 г. в России в 109 общинах работали 3442 сестры милосердия, а уже через год, к началу Первой мировой войны, только в госпиталях их насчитывалось около 20 тыс. В лазаретах Царского Села сестрами милосердия, после прохождения специального курса обучения и сдачи экзаменов, работали наряду со всеми и августейшие особы, супруга и две старшие дочери русского Государя: Императрица Александра Фёдоровна, Великая Княжна Ольга Николаевна, Великая Княжна Татьяна Николаевна. Государыня вместе с дочерьми сама ассистировала на операциях при извлечении пуль и ампутации конечностей, делала перевязки, организовывала госпитали, передвижные лазареты, санитарные поезда, комитеты для помощи беженцам и семьям воинов.

После Октябрьской революции 1917 года практически все центры подготовки сестёр милосердия подчинялись Главному управлению Российского Общества Красного Креста. 7 августа 1918 года совнарком РСФСР издал декрет, которым Советскому Красному Кресту были присвоены юридические права общественной организации.

В 1920 году были открыты школы для подготовки медицинских сестер. В октябре 1922 года на 1-й Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию были определены типы средних медицинских учебных заведений и основные профили подготовки медсестёр: сестра для лечебных учреждений, по охране материнства и младенчества, для социальной помощи. В 1926 году в Москве состоялась 2-я Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая подготовила реформу по унификации обучения среднего медицинского персонала. Все медицинские училища, школы, курсы были преобразованы в медицинские техникумы, в которых всем поступающим давалась единая общемедицинская подготовка с дальнейшей специализацией. Срок обучения медсестёр в них составлял 2,5 года. На смену определения «сестра милосердия» пришло другое – «медицинская сестра». В 1927 году утверждается Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определён.

Большой вклад в дело победы в Великой Отечественной войне внесли советские девушки: санинструкторы, сандружинницы, военфельдшеры. В 1941 – 1945 гг. выполняли свой патриотический долг 500000 средних медицинских работников. 70% раненных и больных воинов благодаря медицинской помощи были возвращены в строй, и в этом успехе значительная роль медицинских сестер. Они выносили раненых бойцов с поля боя, выхаживали их во фронтовых и тыловых госпиталях. В памяти народной навсегда сохранится образ девушки с санитарной сумкой, шагавшей по трудным дорогам войны. Она была всюду: на поле боя, в партизанской землянке, эвакогоспитале, в санитарном поезде, среди дымящихся руин городов.
       Двадцать шесть  советских сестёр милосердия –  в основном, фронтовичек,  были награждены Международным Комитетом Красного Креста медалью «Флоренс Найтингейл».
          В 1942 г. стал издаваться первый профессиональный журнал «Медицинская сестра».

 

  1. Сестринское образование в России

В середине 1950-х гг. открываются медицинские училища для специальной подготовки среднего медицинского персонала. Медицинская сестра рассматривалась как помощник врача, работающий под непосредственным контролем врача, выполняя все его назначения и не оспаривая их.

В 1965 году были созданы курсы повышения квалификации медицинских сестер. В том же году приказом МЗ СССР № 395 была утверждена должность главной медицинской сестры. В 1977 году  в  штатное расписание лечебных учреждений вводится должность старшей медицинской сестры. В 1983 г. была организована и проведена первая Всероссийская научно-практическая конференция, главной темой которой была теория сестринского дела.

Главное назначение сестринского дела заключается в оказании помощи пациенту. Дело выхаживания больных и страждущих, пройдя через разные этапы развития подвижничества, стало профессией. В настоящее время сестринское образование шагнуло на новую ступень развития. Введены новые уровни сестринского образования.

С 1991 года возникли медицинские колледжи и первые факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Их появление связано с введением трехуровнего сестринского образования, каждое из которых имеет профессиональную завершенность. В 1994 году создана Ассоциация медицинских сестёр России, принимающая активное участие в работе Международного Совета сестер. В 1994 г. были впервые написаны основные принципы сестринского дела, где были рассмотрены и сформулированы термины: «сестринский процесс», 2сестринский диагноз» «сестринская история болезни». В 1995 г. в России впервые открылся факультет высшего сестринского образования при Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

Высшей ступенью в образовании медсестер является Академическое сестринское образование, которое можно получить на факультетах высшего сестринского образования медицинских академий и университетов. Вместе с высшим образованием медицинская сестра получает квалификацию менеджера. Для факультета Высшего сестринского образования разработаны специальные учебные планы, включающие на ряду с известными совершенно новые дисциплины в области сестринского дела: теорию сестринского дела, менеджмент и лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, психологию управления, законодательство и экономику здравоохранения, педагогику и другие. Здравоохранение принимает в свои ряды новых специалистов сестринского звена, специалистов с более высоким уровнем знаний, способных решать

задачи, стоящие перед лечебными учреждениями.
          

  1. Профессиональное определение понятия «медсестра»

Медицинская сестра – представитель среднего медицинского персонала, специалист со средним медицинским образованием, помощник врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняющий врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс. Медсестра не только участвует в лечении, но и вносит в него очень важную часть, долю труда, без которой не может обойтись ни хирург, ни терапевт. Выполнение назначений врача, уход за тяжелобольными, проведение многих, иногда довольно сложных, манипуляций — все это является прямой обязанностью среднего медицинского персонала.

Медицинская сестра также участвует в обследовании больного, его подготовке к оперативным вмешательствам, наблюдает за больными. Все это предъявляет высокие требования не только к профессиональным, но и к морально-этическим качествам медицинской сестры, ее умению найти правильный контакт с больными и их родственниками. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны больному не меньше, а порой и больше, чем лекарственные препараты.

Медицинская сестра – это одна из самых гуманных профессий на нашей планете. Какая ещё профессия сможет вместить в себе столько высших духовных качеств как отзывчивость, сострадание, терпение, чуткость, внимание, сердечность, милосердие, заботу, доброту, которые должны быть обязательно закреплены образованностью и высоким профессионализмом.

Миссия медицинской сестры заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей их среды.

  1. Содержание сестринского дела

Содержание сестринского дела менялось на протяжении веков. В настоящее время существует множество определений этого понятия, каждое зависит от: конкретного исторического периода, социально-экономического уровня и географического положения страны, потребностей в сестринской помощи, количества медицинских сестёр и выполняемых ими обязанности, взглядов и опыта человека, которые объясняют значение этого термина.           

Первое научное определение специальности «Сестринское дело» дала Ф. Найтингейл в «Записках об уходе» (1859). Она считала, что сестринское дело - это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «Создать для пациента наилучшие условия для активации его собственных сил»: чистоту, свежий воздух, правильное питание. Найтингейл была твёрдо убеждена, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний».

Одно из определений сестринского дела принадлежит американской медицинской сестре, преподавателю и исследователю Вирджинии Хендерсон, которая в своей книге  «Основные принципы деятельности по уходу за пациентами»  утверждала, что уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью. Медицинская сестра   должна понимать, что центральной фигурой является пациент, а она призвана служить ему.

«Медицинская сестра - это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребёнку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружён в себя, чтобы говорить».
            На совещании национальных представителей Международного совета медицинских сестёр (Новая Зеландия, 1987) единогласно была принята такая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению социальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сёстрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность». На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (Голицыно, 1993) было дано следующее определение сестринского дела: «Сестринское дело как часть системы здравоохранения является наукой и искусством, направленным на решение существующих проблем со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды».

 

  1. Функции медицинской сестры

Из истории медицины известно, что пациенты нуждались и получали помощь и лечение задолго до того, как сестринское дело официально стало специальностью. До конца XIX в. на Западе и до 30-х годов XX в. в России члены семьи обычно самостоятельно выхаживали больных родственников, а больницы предназначались только для бедняков или людей со значительными умственными отклонениями. И сегодня семья - это по-прежнему наиболее доступная в мире «служба здравоохранения».
           В последнее время изменилось понятие о функциях медицинской сестры. Если раньше оно было ориентировано на уход за пациентами, то сейчас медицинская сестра совместно с другими специалистами считают главной задачей поддержание здоровья, предупреждение заболеваний, обеспечение максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. 

Функции медицинской сестры:
- осуществление сестринского ухода,

- обучение пациентов и их близких навыкам, связанным с сохранением и поддержанием здоровья на определённом уровне,

- исполнение медицинской сестрой как зависимой, так и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента,

-  исследовательская деятельность в области сестринской практики и последующее её изменение в соответствии с новыми научными фактами.

  1. Результаты анкетирования среди сверстников

Автор работы провел анкетирование среди учеников 7 «Б» класса с целью выяснить: какие знания имеют подростки о профессии «медсестра», каково отношение к людям данной профессии и нужна ли она вообще. Результаты анкетирования достаточно интересны и заставляют задуматься над проблемой нехватки медперсонала среднего звена в наших медучреждениях, а также позволяют сделать вывод об уважительном отношении к тем, кто посвятил себя сестринскому делу.

  1. Интервью с медицинскими работниками:

- с  медицинской сестрой Окружного военного клинического гспиталя - Кузнецовой Анной Михайловной:

В моей жизни также встречаются медсестры. Я хочу рассказать о медицинской сестре, которая работает в Окружном  военном клиническом госпитале в г. Подольске и с честью несет звание «Медицинский работник», поддерживая больных людей добрым словом, согревая их своей улыбкой. Это Кузнецова Анна Михайловна, которая родилась 22 декабря 1924 года в селе Тараканово Пермской области. В их семье было 13 детей, она родилась последней. Мама была домохозяйкой, а отец – прораб-строитель, который строил дома, мосты. В школу она пошла в г. Молотов (в настоящее время г. Пермь) и закончила 8 классов в 1941 году. Из девятого класса ее и всех ее одноклассников забрали работать на авиационный завод им. Сталина. Работая на заводе Аня ходила в военкомат, но на фронте нужны люди с нужной профессией. Аня   поступила в медицинское училище в октябре 1942 года:  все три года учащиеся, и она в том числе, днем - ходили на занятия, а вечером – дежурили в медсанбате и армейском госпитале. После окончания медицинского училища – год работала в детском доме, затем медицинской сестрой в поликлинике.  В 1967 году уехала в Германию – группа войск ГДР и работала в военном госпитале в течении четырех лет. В 1971 году вернулась домой, переехала жить в г. Подольск и устроилась работать в Подольский военный госпиталь в физиотерапевтическое отделение, где работает и по сей день. Я убежден, что у Анны Михайловны и у таких людей, как она, главной чертой является милосердие! Она считает, что медицинские работники, как никто другой должны понимать, что живые нуждаются в милосердии больше, чем мертвые, и вспоминает стихи Льва Ошанина о войне:

Смерть не хочет щадить красоты,

Ни веселых, ни злых, ни крылатых,

Но встают у нее на пути

Люди в белых халатах.

- с  медицинской сестрой МОУ СОШ № 19 — Мартиросян Еленой Тихоновной:

            В моей школе тоже есть медработник. Это медицинская сестра  Мартиросян Елена Тихоновна.  Она очень добрая и отзывчивая, всегда поможет, посовеьует. От этой женщины веет теплом и заботой. Родилась Елена Тихоновна 5 октября 1961 г. в г. Подольске.В детстве заболела и долго лежала в больнице. Уход и забота со стороны медперсонала помогли ей выьрать дальнейший путь: в 1978 году Елена Тихоновна закончила Калининский медицинский техникум и пришла работать медсестрой в Подольский Окружной  военный клинический госпиталь в  отделение интенсивной терапии, затем работала операционной сестрой в нейрохирургии и травматологии. Сейчас работает в школе № 19 и лечит детей. Елена Тихоновна считает, что медсестра в школе — это особая категория медрпботника: ведь нужно не только выполнять все процедуры, ставить прививки, следить за чистотой, но и просто быть как мама для детей, которые заболели, чувствуют себя плохо, с которыми нет рядом родителей

 

Использованная литература:

  1. П. Е. Заблудовский. История медицины. Москва, 1981.
  2. Ю. Ю. Елисеев. Справочник медицинской сестры. Москва, 2007.

3.С. А. Мухина, И. И. Тарковская. Теоретические основы сестринского дела. Часть I – II, Москва, 1996.

  1. Т. С. Сорокина. История медицины. Москва, 1994.

5.Сестринское дело, т. 1, /под ред. А.Ф. Краснова. СПб,  2000.

  1. ww.historymania.info/view_post.php?id=141